Эшвеге 2011. "По обе стороны стола"

18.07.2013
Небольшой приветливый городок Эшвеге, расположенный в самом сердце Германии, вот уже в семнадцатый раз принимает у себя в гостях одну из крупнейших европейских выставок кукол и медведей тедди — Eschwege 2011. И на два дня в году из забытого Богом местечка с населением, едва ли переваливающим за двадцатитысячную отметку, он превращается в центр мироздания для коллекционеров, устремляющихся в него не только со всей Германии, но и из соседних Бельгии, Голландии, Чехии, Австрии, Швейцарии и даже не очень соседних России и Прибалтики.

По традиции мастера-кукольники и теддисты, среди которых много имен с мировой известностью, привозят на выставку кукол в Эшвеге свои новинки, показывают лучшие работы и представляют новые коллекции. А посетители встречаются со старыми друзьями и заводят новые знакомства, фотографируют, расширяют свои «собрания» новыми домочадцами (которых на выставке, кстати, зачастую можно приобрести с неплохой скидкой) и тут же горделиво ими хвастаются, заботливо приподнимая краешек плюшевого одеялка с укутанного в него винилового чуда.
И самое главное — они общаются, общаются и еще раз общаются! Обычно и так достаточно словоохотливые немцы в лице коллекционеров превращаются в исключительно разговорчивых людей, готовых обсуждать любые интересные собеседнику темы — от мирового финансового кризиса, невольно ощущаемого и в их маленьком тесном мирке, до проблемы недостаточно четкого определения термина «авторская кукла».

Эшвегская выставка обычно проводилась в самом центре Старого Города в Stadthalle — большом павильоне, который, хоть и был немного запутанным по своей планировке, но, тем не менее, вмещал всех участников и посетителей под одной крышей. В связи с реставрацией этого традиционного места встречи, коллекционеры вот уже второй год собираются на окраине городка в более просторных помещениях школьно-спортивного комплекса, перетекая по улице плавной говорливой массой из одного выставочного зала в другой и попутно перекусывая жареной на гриле сосиской. Однако, как отмечали многие участники, расширение площади неоднозначно сказалось на качестве самой выставки. Это связано, в том числе, и с тем, что в этом году всех мишек тедди и их друзей переселили в отдельный павильон под названием «Медвежья берлога», а посетителям предложили на выбор приобрести билет на кукольную экспозицию, на медвежью или комбинированный вариант. А так как коллекционеров кукол, да и самих кукол в Эшвеге было, безусловно, больше, то в итоге многие посетители либо изначально покупали себе билет только в кукольные залы, либо, приобретя комбинированный билет, чисто физически и морально были уже после их осмотра не в состоянии дойти до плюшевых питомцев. Опять же в силу некоторой географической «заброшенности» и удаленности от крупных городов коллекционеры приезжают в Эшвеге, как правило, лишь на один день, что было заметно по разнице в количестве и «качестве» посетителей в первый и второй день выставки — в воскресенье приходили люди, либо живущие в непосредственной близости к месту действия, либо же очень увлеченные и преданные своему прекрасному хобби.

Последние — совершенно особенная категория коллекционеров, живущих от и до следующей выставки, бронирующих загодя номер в отеле, созванивающихся накануне с другими такими же «сумасшедшими», а также со знакомыми кукольниками, предвкушающих двухдневный праздник души и заготавливающих к этому мероприятию бюджетный «излишек». Со мной в отеле жила женщина-диабетик, приехавшая в Эшвеге в сопровождении своего мужа с достаточно тяжелыми последствиями инсульта семилетней давности, передвигающегося лишь при помощи «ходунков». В первый день выставки с ней случился приступ (резкое повышение уровня сахара), после которого она, проведя полдня в бессознательном состоянии в реанимации местной больницы, а потом еще пару часов под капельницей, разругалась с врачами, написала расписку об освобождении их от ответственности и — куда вы думаете она направилась? Правильно — прямиком на выставку! А вечером, за чашечкой кофе, она с не меньшей гордостью демонстрировала мне, наравне с новоприобретенной черноглазой малышкой в плюшевом свертке, свои синяки на руках, оставшиеся после медицинского вмешательства. «Я должна была уже давно лечь в больницу, — рассказывала мне она. — Но как я могла пропустить событие, которого ждала целый год?!» Разве это не подвиг во имя искусства?!

… А выставка «пела и плясала»! Если для самих экспонентов это, как правило, уже ставший отчасти рутиной процесс, повторяющийся для многих в десятый, а то и в пятнадцатый раз, то для посетителей этот праздник каждый раз новый и долгожданный. Где еще можно так запросто поболтать о жизни с легендарной Фрау Гюнцель, которой, кстати сказать, очень нравятся выставки в России и особенно то, что туда так часто приходят вместе с детьми, тогда как средний возраст посетителей немецких выставок действительно «средний». По ее мнению, это замечательно, когда детей приобщают к прекрасному с юных лет. А еще ей, профессиональному модному дизайнеру, очень импонирует то, какое внимание русские уделяют внешнему облику своих малышей: «Они всегда так празднично, так нарядно одеты! Маленькие принцессы и элегантные джентльмены!» Кроме того, оказалось, что кукольница с мировым именем, отмечающая в этом году 40-летний юбилей творческой деятельности, еще и заядлый садовод, использующий сельскохозяйственный инвентарь с не меньшим удовольствием, чем стеки и резцы, от которых иногда тоже требуется отдохнуть.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

У горячо любимой поклонниками маленьких лесных гномиков госпожи Розмари Мюллер к Эшвегской выставке была приурочена презентация новой коллекции куколок, выпущенных в этом году впервые под маркой «Schildkröt». Новые «вихтели», несомненно, расширят круг ее коллекционеров, в том числе и благодаря более демократичной цене. Единственное, что, должно быть, омрачило радость Фрау Мюллер, — это пропажа маленькой азиаточки, которую хозяйка не нашла наутро в первый день выставки на положенном ей месте: «Это куколка была изготовлена в единственном экземпляре, и если она где-нибудь всплывет, я буду точно знать, кто это сделал.» Таким образом, вор обрек себя на полную безвестность, лишив радости похвастать новоприобретением перед другими.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Буквально пойманная за рукав, я была остановлена у стенда Габи Радеманн пожилым усатым президентом Союза Европейских Художников-кукольников (Verband Europäischer Puppenkünstler — VeP) и, собственно, ее супругом, Карлом Радеманном, с удовольствием читавшим каждому благодарному слушателю лекцию о том, что авторской может называться только кукла, полностью смоделированная и изготовленная художником самостоятельно (разве что за исключением паричка, обуви и глазок). Выбор материала остается свободным, но при условии, что изготовление куклы не осуществляется промышленными методами. И они, т.е. союз художников в его лице, всеми силами ратуют за то, чтобы все было справедливо, и куклы с одинаковым молдом, но разными аутфитами не имели бы право называться «единственными экземплярами», равно как и куклы, производящиеся фабриками по молдам известных художников, не могли бы считаться «авторскими». Но оставим в стороне вопрос об авторских правах, признании и славе; можно ведь просто любоваться красотой. А по поводу плагиата, которого так боятся европейские художники, стоит больше беспокоиться самим «копировальщикам»: когда колодец собственных идей пересыхает, его не наполнишь чужой водой…

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Немного грустно смотрелась за своим сравнительно небольшим стендом с четырьмя большеглазыми фарфоровыми красавицами немецкая кукольница Сью Линг Ванг, прибывшая на выставку в сопровождении своей младшей дочери. Невольно констатируя факт, что платежеспособность немецких коллекционеров падает, она рассказала о том, что ее детки все чаще и чаще находят свой новый дом в России. И, как бы оправдываясь перед кем-то за дороговизну своих кукол, она нежно брала их за ножку, чтобы продемонстрировать тонко, восхитительно реалистично смоделированные пальчики, и отводила со щечки прядь волос, показывая изящное маленькое ушко: «Это же сложная многочасовая работа! На то, чтобы вылепить одно такое ушко, уходит по десятку часов! А многие это не понимают...»

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Чем-то привлекли меня маленькие, достаточно, я бы сказала, нетрадиционные для немцев БЖД-малышки из резина художницы Хайдемари Дойе. Призрачные, в стиле «готов» оформленные куколки с ультракороткими лимитами в 10 штук по-своему очень притягательны и, несмотря на нарочитую внешнюю грубость и мрачность стиля, — нежны и ранимы. Ввиду временного отсутствия самого автора мне удалось пообщаться только с ее мужем, который поведал о том, что Хайдемари совсем недавно, кардинально изменив стиль, начала создавать таких вот иноземных существ, которые, впрочем, пользуются популярностью, а несколько ее работ уже были отмечены международными наградами.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Всю одежду и обувь, а также парички из натуральных материалов (как правило, мохера) художница делает сама. Сложно себе представить, но в детстве она совсем не любила кукол, а когда у нее появились собственные дети, Фрау Дойе решила, что если они и будут играть с куклами, то только с самыми лучшими, мягкими, ласковыми, которые будут изготовлены ее собственными руками и, самое главное, будут «другими».

Коллекционные и авторские куклы

Аннабель удостоилась в 2011 году на выставке в Нойштадте награды имени Макса Оскара Арнольда (Max-Oskar-Arnold-Kunstpreis) в категории «Лучшее изображение подростков».



Габриелла Мюллер со своими фарфоровыми и виниловыми малышами похвастались новым белым шкафчиком, специально изготовленным для юных модниц по эскизу автора на заказ. На этот раз мне удалось подольше пообщаться с художницей и взять у нее интервью, которое я опубликую чуть позже. А пока можно просто полюбоваться на ее прекрасные создания!

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Не нужно забывать, что Эшвегская выставка — международная, и, к счастью, количество участников, приезжающих на нее из России, растет с каждым годом. Первыми интернациональную арену начали осваивать наши реборнисты, а вот в категории «авторская кукла» мы выступили в этом году, кажется, впервые (поправьте меня, если я ошибаюсь). Со своими неземными созданиями, то ли с неба слетевшими, то ли из сказки, на выставку приехала москвичка Марина Устрова. Выполненные из паперклея и расписанные вручную работы с хрупкими крылышками художница вынуждена была везти в ручной клади, чем, несомненно, скрасила серые будни таможенников — разве часто им удается приобщиться к прекрасному среди их тяжелой чемоданно-рентгенной работы?

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Показали мы в этот раз Германии и настоящих сибирских медведей! Художник-теддист из Омска Елена Кукузей привезла своих плюшевых зверят, которые сразу привлекли внимание посетителей выставки своей непохожестью на традиционного немецкого мишку: «Это игрушки из нашего прошлого, такие, какими мы их помним. У них даже такой же запах — запах нашего детства!» С Лениными мишками можно и нужно играть. Да и просто невозможно пройти мимо такого вот созданья, который буквально смотрит тебе прямо в душу, не взяв его в руки. Они будто помнят что-то из вашего детства, что-то сокровенное знают о вас, что-то далекое и потерянное, что хотелось бы вернуть, да только знать бы, как?!

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

«Медведи с идеей» — так охарактеризовал один коллекционер, пришедший в «Медвежью берлогу», работы Полины Пекач — другой русской теддистки, появившейся в этом году в Эшвеге. Знакомый многим по петербургским и московским выставкам медведо-заяц, соединяющие в себе противоречия двух стихий, двух ипостасей, вызвал у немецкой публики массу эмоций, никого не оставив равнодушным. Заинтересовали очень и мишки, сшитые из узнаваемых немцами павло-посадских платков, из которых до Полины не отважился шить ни один умелец — умопомрачительная работа по выкраиванию и совмещению сложных узоров! Зато в национальности такого мишки никто и никогда не усомнится!

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Было много увлекательного, каждый искал и, хочется верить, нашел на выставке что-то свое. Я описала здесь лишь малую толику того, что можно было бы осветить, и ни в коем случае не претендую на стопроцентное отражение всего происшедшего события.
Надеюсь, было просто интересно!
Спасибо за ваше внимание!
Ваши подснежники!

Коллекционные и авторские куклы

Комментарии

комментариев пока нет

Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам.

Имя
Тема
Текст сообщения
Отправить  |  Очистить

Лента новостей