Фетровая волшебница Криста Манн: „Все началось с Изюминки...“
16.07.2014И все-таки все мы родом из детства! Из того замечательного времени, когда не только небо было самым синим, а деревья самыми высокими, но и чистая наша душа и цепкий детский ум с потрясающей быстротой впитывали в себя новые ощущения, искренне восхищались волшебству окружающего нас мира и верили в настоящие чудеса!
Каждый творческий человек должен беречь в себе эти качества, ведь именно они позволяют Художнику видеть прекрасное, быть эмоционально отзывчивым и, да, в чем-то точно так же по-детски эгоистичным. Ведь процесс Творения требует полной отрешенности, "окукливания", а это значит, что кроме себя и сотворяемого "предмета" Художник на некоторое время не видит никого и ничего вокруг себя. И кризисы самооценки, приступообразно чередующиеся с невообразимым, ни с чем не сравнимым удовлетворением от достигнутого результата, - далеко не самые легкие свойства характера. Жизнь на американских горках: вверх-вниз, вверх-вниз...
Но именно такие люди являются "ретрансляторами" красоты - увиденной, воспринятой, пропущенной через себя и выраженной в новой форме - живопись, музыка, стихи, танец, скульптура... Глядя на их шедевры, хочется простить им их взбалмошность, "потусторонность", капризность. Потому что именно они дарят нам возможность - на время - вернуться в детство, взглянуть на мир открытым, непредвзятым взглядом, растрогаться или рассмеяться - до слез.
Так совпало, что во время нашей поездки в конце мая в кукольном музее города Кобурга проходила выставка работ немецкой художницы-кукольницы Кристы Манн (Christa Mann), созданные за тридцатилетний период ее творчества. Я собиралась изначально сделать единый репортаж, посвященный одновременно и экспозиции музея и солнечным персонажам фрау Манн, но еще раз просмотрев фотографии и оживив впечатления, поняла, что будет правильным рассказать о творчестве этой талантливейшей женщины в отдельной публикации. Потому как именно такие люди, как она, вносят в нашу обыденную жизнь бурю ярких эмоций и сочных красок детства!
Криста Манн родом из Зоннеберга, и все ее детство было так или иначе связано с небольшими семейными мануфактурами по производству игрушек, коими был раньше полон этот небольшой тюрингский городок. Наблюдения за творческой работой, выполняемой в домашних условиях, затронуло художественную жилку и в ней самой. Свою первую профессию декоратора витрин она в 1970-х годах сменила на работу на одной из игрушечных фабрик Зоннеберга. Там фрау Манн приобрела свой первый опыт, толкнувший ее впоследствии на путь самостоятельного творчества.
Впервые ее гротескную работу "Изюминка" выпустили в 1968 году - уже в качестве промышленной куклы. За ней последовали многочисленные куклы, фигурки, скульптуры и объекты из фетра. После одной из своих поездок в западную Германию Криста Манн принимает в 1988 году решение там остаться. Этот "поворот" в жизни художницы уже в начале 1990-х принес ей первые серьезные успехи. Появилась серия "Дети лесов и полей" - первая серьезная заявка о своем творчестве на авторской кукольной сцене. В 1992 году Криста Манн заняла второе место в престижном конкурсе на выставке DOLL ART во Франкфурте-на-Майне.
Воспоминания художницы о послевоенном детстве послужили мотивом для создания группы "Дети с Вебергассе" ("Webergassenkinder"). Основным стремлением автора было выразить посредством кукол все самые типичные особенности, присущие тому времени. Эти три куклы принесли Кристе Манн в 1997 году приз имени Макса-Оскара-Арнольда (вручаемый ежегодно в рамках кукольного фестиваля в Нойштадте) за самое лучшее изображение детей.
Сегодня Криста Манн снова живет в Тюрингии, в Кобурге. И до сих пор она продолжает создавать кукол, которых почти никогда не размещает в интернете и не продает. Увидеть их можно только в музеях и на выставках - во всемирной паутине нет почти никакой информации ни о самой художнице, ни о ее творческой биографии, как нет и фотографий ее работ. Поэтому наша встреча с ее куклами была по-настоящему большой удачей!
Самые любимые материалы Кристы Манн - это папье-маше и фетр, из которых рождаются ее чудесные фантазийные существа. Порой они немного дерзкие, порой - мягкие и уютные. Но ни одна из кукол не оставляет равнодушной. Попав в небольшие комнаты музея с авторскими работами, словно оказываешься в волшебном мире детства: повсюду тебя окружают забавные улыбчивые куклята, одетые исключительно в теплые, радостные цвета - нежно-зеленый, светло-желтый, розовый, голубой, морковный. Глядя на них, мы невольно рисовали в своем воображении мастера, создавшего их. Сколько, должно быть, в душе этого человека сохранилось тепла и добра, сколько воспоминаний о сказках, сколько любви и нежности к детям! Потому как передать жизнь в таком цвете может только очень позитивный человек!
...Когда в разгаре нашего увлеченного старания запечатлеть и утащить в свою "фотокопилочку" как можно больше кукол подошла худощавая, с короткой седой стрижкой, пожилая дама и строго спросила о том, кто нам, собственно, разрешил здесь фотографировать, ни одна из нас и представить себе не посмела бы, что перед нами стоит автор собственной персоной. Когда я рассказала о том, что мы, разумеется, получили разрешение на фотосъемку от милой бабушки, сидящей на кассе, и не могли пройти мимо такой красоты, не увезя с собой хотя бы кусочек, дама несколько смягчилась, представилась и, уже ловя на себе наши восхищенные взгляды, милостиво позволила нам снимать дальше.
Возможно, это было первой реакцией художника на подозреваемое им "покушение" в попытке предотвратить возможный плагиат? На немецких выставках обычно редко кто запрещает фотографировать; кукольники, как правило, люди очень миролюбовые. К тому же они понимают, что фотографии, расходясь по свету через публикации на тематических форумах, создают им же рекламу по типу "сарафанного радио". А "скопировать" идею не так уж и просто, даже при очень большом желании. Кроме того, как говорят, чужим умом век не проживешь.
Позднее, в непродолжительном разговоре, Криста Манн оказалась более дружелюбной, чем на первый взгляд, но по манере ее общения все равно чувствовалось, что характера ей не занимать. И до сих пор в моих воспоминаниях остался этот контраст между волевой, жесткой, на первый взгляд, женщиной, и ее умилительными, празднично-ягодными радостными гномиками! Что есть такого в человеке, что он о себе или сам от себя скрывает на самом донышке души и выпускает в мир лишь в сублимированной форме? Или же его строгий "фасад" скрывает ранимую, тонкую душу? Тогда становится понятным, почему автор не очень приветствует распространение своих работ, ее ревностное к ним отношение. Ведь это часть ее самой. Ее "изюминка". С которой все начинается!
Каждый творческий человек должен беречь в себе эти качества, ведь именно они позволяют Художнику видеть прекрасное, быть эмоционально отзывчивым и, да, в чем-то точно так же по-детски эгоистичным. Ведь процесс Творения требует полной отрешенности, "окукливания", а это значит, что кроме себя и сотворяемого "предмета" Художник на некоторое время не видит никого и ничего вокруг себя. И кризисы самооценки, приступообразно чередующиеся с невообразимым, ни с чем не сравнимым удовлетворением от достигнутого результата, - далеко не самые легкие свойства характера. Жизнь на американских горках: вверх-вниз, вверх-вниз...
Но именно такие люди являются "ретрансляторами" красоты - увиденной, воспринятой, пропущенной через себя и выраженной в новой форме - живопись, музыка, стихи, танец, скульптура... Глядя на их шедевры, хочется простить им их взбалмошность, "потусторонность", капризность. Потому что именно они дарят нам возможность - на время - вернуться в детство, взглянуть на мир открытым, непредвзятым взглядом, растрогаться или рассмеяться - до слез.
Так совпало, что во время нашей поездки в конце мая в кукольном музее города Кобурга проходила выставка работ немецкой художницы-кукольницы Кристы Манн (Christa Mann), созданные за тридцатилетний период ее творчества. Я собиралась изначально сделать единый репортаж, посвященный одновременно и экспозиции музея и солнечным персонажам фрау Манн, но еще раз просмотрев фотографии и оживив впечатления, поняла, что будет правильным рассказать о творчестве этой талантливейшей женщины в отдельной публикации. Потому как именно такие люди, как она, вносят в нашу обыденную жизнь бурю ярких эмоций и сочных красок детства!
Криста Манн родом из Зоннеберга, и все ее детство было так или иначе связано с небольшими семейными мануфактурами по производству игрушек, коими был раньше полон этот небольшой тюрингский городок. Наблюдения за творческой работой, выполняемой в домашних условиях, затронуло художественную жилку и в ней самой. Свою первую профессию декоратора витрин она в 1970-х годах сменила на работу на одной из игрушечных фабрик Зоннеберга. Там фрау Манн приобрела свой первый опыт, толкнувший ее впоследствии на путь самостоятельного творчества.
Впервые ее гротескную работу "Изюминка" выпустили в 1968 году - уже в качестве промышленной куклы. За ней последовали многочисленные куклы, фигурки, скульптуры и объекты из фетра. После одной из своих поездок в западную Германию Криста Манн принимает в 1988 году решение там остаться. Этот "поворот" в жизни художницы уже в начале 1990-х принес ей первые серьезные успехи. Появилась серия "Дети лесов и полей" - первая серьезная заявка о своем творчестве на авторской кукольной сцене. В 1992 году Криста Манн заняла второе место в престижном конкурсе на выставке DOLL ART во Франкфурте-на-Майне.
Воспоминания художницы о послевоенном детстве послужили мотивом для создания группы "Дети с Вебергассе" ("Webergassenkinder"). Основным стремлением автора было выразить посредством кукол все самые типичные особенности, присущие тому времени. Эти три куклы принесли Кристе Манн в 1997 году приз имени Макса-Оскара-Арнольда (вручаемый ежегодно в рамках кукольного фестиваля в Нойштадте) за самое лучшее изображение детей.
Сегодня Криста Манн снова живет в Тюрингии, в Кобурге. И до сих пор она продолжает создавать кукол, которых почти никогда не размещает в интернете и не продает. Увидеть их можно только в музеях и на выставках - во всемирной паутине нет почти никакой информации ни о самой художнице, ни о ее творческой биографии, как нет и фотографий ее работ. Поэтому наша встреча с ее куклами была по-настоящему большой удачей!
Самые любимые материалы Кристы Манн - это папье-маше и фетр, из которых рождаются ее чудесные фантазийные существа. Порой они немного дерзкие, порой - мягкие и уютные. Но ни одна из кукол не оставляет равнодушной. Попав в небольшие комнаты музея с авторскими работами, словно оказываешься в волшебном мире детства: повсюду тебя окружают забавные улыбчивые куклята, одетые исключительно в теплые, радостные цвета - нежно-зеленый, светло-желтый, розовый, голубой, морковный. Глядя на них, мы невольно рисовали в своем воображении мастера, создавшего их. Сколько, должно быть, в душе этого человека сохранилось тепла и добра, сколько воспоминаний о сказках, сколько любви и нежности к детям! Потому как передать жизнь в таком цвете может только очень позитивный человек!
...Когда в разгаре нашего увлеченного старания запечатлеть и утащить в свою "фотокопилочку" как можно больше кукол подошла худощавая, с короткой седой стрижкой, пожилая дама и строго спросила о том, кто нам, собственно, разрешил здесь фотографировать, ни одна из нас и представить себе не посмела бы, что перед нами стоит автор собственной персоной. Когда я рассказала о том, что мы, разумеется, получили разрешение на фотосъемку от милой бабушки, сидящей на кассе, и не могли пройти мимо такой красоты, не увезя с собой хотя бы кусочек, дама несколько смягчилась, представилась и, уже ловя на себе наши восхищенные взгляды, милостиво позволила нам снимать дальше.
Возможно, это было первой реакцией художника на подозреваемое им "покушение" в попытке предотвратить возможный плагиат? На немецких выставках обычно редко кто запрещает фотографировать; кукольники, как правило, люди очень миролюбовые. К тому же они понимают, что фотографии, расходясь по свету через публикации на тематических форумах, создают им же рекламу по типу "сарафанного радио". А "скопировать" идею не так уж и просто, даже при очень большом желании. Кроме того, как говорят, чужим умом век не проживешь.
Позднее, в непродолжительном разговоре, Криста Манн оказалась более дружелюбной, чем на первый взгляд, но по манере ее общения все равно чувствовалось, что характера ей не занимать. И до сих пор в моих воспоминаниях остался этот контраст между волевой, жесткой, на первый взгляд, женщиной, и ее умилительными, празднично-ягодными радостными гномиками! Что есть такого в человеке, что он о себе или сам от себя скрывает на самом донышке души и выпускает в мир лишь в сублимированной форме? Или же его строгий "фасад" скрывает ранимую, тонкую душу? Тогда становится понятным, почему автор не очень приветствует распространение своих работ, ее ревностное к ним отношение. Ведь это часть ее самой. Ее "изюминка". С которой все начинается!