Четыре дня на исходе весны... Наше кукольное путешествие.
04.08.2014Итак, продолжаем повествование о наших кукольных "похождениях" между Тюрингией и Северной Баварией. В конце первой части мы распрощались с гостеприимной четой Mенцнеров и куколками ZWERGNASE и вернулись в отель, чтобы оставить в нем свою "добычу" и поспешить в следующий пункт назначения.
Кобург - городок небольшой, и пройдя буквально 7-8 минут, мы оказались перед входом в музей, обозначенным двумя стеклянными витринами с антикварной и текстильной куклами. Поднявшись на второй этаж по скрипучей деревянной лестнице и купив входные билеты, мы смешались с посетителями, которые, в большинстве своем, точно так же, как и мы, приехали по случаю кукольного фестиваля.
Сделаю небольшое отступление, чтобы пояснить: ежегодно в Нойштадте, что находится в 15 км от Кобурга и в 5 км от Зоннеберга, проводится масштабное кукольное действо. В течение целой недели городок принимает гостей со всех частей света, "угощая" их всевозможными кукольными специалитетами. Это и кукольно-медвежьи выставки, и тематические блошиные рынки, на которых можно найти старинных кукол, винтажные игрушки и другой драгоценный утиль; и дни открытых дверей на неподалеку расположенных производствах игрушек и кукольной фурнитуры. Параллельно в соседнем городке Зоннеберг проводится еще одна выставка кукол и мишек тедди, которая, несмотря на свой более молодой возраст, активно набирает обороты. А еще во время фестиваля устраивают однодневные автобусные туры с экскурсиями по трем музеям кукольно-игрушечной направленности: в Кобурге, Зоннеберге и, собственно, в самом Нойштадте. Одним словом, любителям кукол открывается очень широкий спектр возможностей погрузиться в этот волшебный мир с макушкой.
Но вернемся назад в Кобургский кукольный музей. В предыдущей публикации я рассказала лишь об одной временной выставке, проходившей в нем в момент нашего посещения и посвященной талантливой немецкой кукольнице Кристе Манн. Теперь же я приглашаю вас на осмотр основной экспозиции этого небольшого, почти семейного, музея. Расположенный в двух старинных зданиях 17 и 18 веков (Кобург практически не пострадал во время второй мировой войны, по слухам - благодаря своим давним многочисленным родственным связям с европейскими королевскими дворами), Кобургский кукольный музей занимает комнаты второго и третьего этажей, кажется, насквозь пропитанные запахом старинных диковинок.
Основательницей коллекции, которая составила экспозицию музея, стала Карин Лоссницер. Известная кукольница родилась в 1934 году и с самого раннего детства с упоением играла в куклы. Уже в семь лет девочка могла похвастать небольшой собственной коллекцией. В особенности она любила антикварных кукол и всевозможные старинные кукольные аксессуары - эта страсть сопровождала фрау Лоссницер на протяжении всей жизни. С огромным удовольствием художница придумывала небольшие композиции, дававшие ей возможность воссоздать реальность того времени. В 1977 году Карин с помощью дочери Катерины подготовила первую выставку своей коллекции в Карлсруе, за которой последовали многочисленные другие выставки в разных музеях и выставочных залах Германии. А 14 июля 1987 года вместе со своим супругом, доктором Хансом Лоссницером, она открыла Кобургский кукольный музей, в стенах которого разместились более тысячи собранных ею кукол и пятьдесят кукольных домиков и румбоксов. Двадцать лет семейная пара самостоятельно содержала и пополняла небольшой частный музей, а в 2007 году он перешел во владение города Кобурга.
Параллельно с коллекционной деятельностью в 1978 году Карин Лоссницер начала создавать своих собственных кукол. Недюжий творческий потенциал, а также учеба в Берлинской школе моды и текстиля имени Адольфа Летте принесли желаемые плоды. Одним из первых кукольных авторов той волны фрау Лосснитцер стала лепить характерных кукол с живыми лицами. Ее работы из серии "Сопливые детки" ("Sabber-Babies") и "Дети со всего света" ("Kindern aus aller Welt") стали не только очень быстро пользоваться популярностью среди коллекционеров, но и были отмечены многочисленными наградами. С 1989 по 2003 г.г. Карин сотрудничала с немецкой фабрикой Götz в Рёдентале, которая выпускала ее кукол лимитированными сериями. А с 2004 года малыши фрау Лоссницер стали выходить под маркой Schildkröt. В 2009 году Карин Лоссницер не стало, но фабрика с эмблемой голубой черепашки до сих пор выпускает ее кукол, а основанный ею музей по-прежнему хранит верность принципам художницы и с гордостью демонстрирует посетителям свои раритетные экспонаты.
Музей, основанный Карин Лосснитцер, отличает то, что две трети собранных по всей Европе кукол были созданы в регионе Южная Тюрингия - Северная Франкония. Именно поэтому в качестве места постоянной дислокации экспонатов был избран Кобург. Выставочные площади музея составляют около 700 кв.м. Куклы, представленные в стенах музея, были созданы в период с 1800 по 1960 г.г. во Франконии, Тюрингии и Франции и дают посетителям возможность составить мнение о высоком искусстве кукольного мастерства того времени. А кукольные комнаты, кухни и дома, мебель и фарфор творят настоящую магию, оживляя прошлое.
Бисквитный фарфор. Семья Штайнер (Steiner), Париж. Ок. 1880 г.
Постоянная выставка музея охватывает несколько тем: игра с куклами, кукольное производство, коллекционирование, семья и дети в разные эпохи. Кроме того, в музее проходят встречи известных кукольных мастеров с поклонниками, мастер-классы для взрослых и детей и временные тематические выставки.
Отдельная комната музея посвящена механическим куклам, французским куклам-детям bébé и большим немецким куклам с детскими личиками. В свое время (вторая половина девятнадцатого века) они служили больше символами статуса, нежели чем детскими игрушками. Такие куклы стояли в салоне или в детской и демонстрировали состоятельность семьи, которая могла себе позволить такой предмет роскоши. Одновременно с этим куклы должны были служить примером для подраставших дочерей: такими же чистенькими, опрятными и благовоспитанными должны были быть в то время все девочки из хороших семей.
Особенную любовь коллекционеров снискали французские bebe, которые и сегодня считаются одними из самых красивых антикварных кукол и на аукционах уходят по весьма высоким ценам. С 1876 года модная кукла-дама столкнулась с конкуренцией в лице bébé incassable (небьющиеся детки) француза Эмиля Жюмо (Emile Jumeau). Несколько лет спустя и немецкие фабриканты выпустили на рынок кукол с детскими личиками.
"Урок танцев" называется этот автомат Ламбера (Lambert) с кукольными головками Эмиля Жюмо (Emile Jumeau), Париж, ок. 1880.
Устройство этого чуда техники в первую очередь представляло интерес для мужчин. До начала индустриализации такие автоматы и шарманки, ввиду чрезвычайно дорогостоящего процесса их изготовления, составляли развлечение исключительно дворянства. Лишь с наступлением эпохи мануфактурного производства такие автоматы стали выпускаться мелкими сериями, а не единственными экземплярами, как было прежде. Они стали хоть и более доступным, но, тем не менее, все еще очень престижным предметом роскоши.
Если завести автомат "Урок танцев" (устройство до сих пор находится в рабочем состоянии (так и хочется прибавить, что мастерили раньше действительно на века, не то что теперь!)), то маленькая куколка начинает кружиться и подпрыгивать, а большая попеременно поднимает тактовую палочку и лорнет и вращает головой.
"Танцующая пара" - неизвестный производитель, ок. 1900 г.
"Marotte" - музыкальная кукла-шарманка, производство семьи Маротте. Париж, ок. 1900 г.г.
Эта куколка появилась в Париже на границе 19 и 20 веков и служила дамам в качестве бального аксессуара, который обычно преподносился в дар от кавалера. Когда куколку вращали, держа за палочку, раздавалась мелодия, и края одежды, как веер, обдували разгоряченную танцами даму свежим воздухом. Палочка оканчивалась свистком, назначение которого пока еще неясно. Возможно, свисток служил для того, чтобы призывать слугу или - чуть более крамольное предположение - затерявшегося на балу средь пышных юбок мужа.
Таких куколок делали в Париже на семейной мануфактуре Маротте. Головки выпускались также во французской столице, кукольной фабрикой Франсуа Готье (Francois Gaultier). А женщины одинаковы во все времена: как сегодня, когда каждая знаменитость на красной дорожке хочет выгодно отличиться от другой, так и тогда ни одна дама не хотела быть похожей на другую, быть одетой в похожее платье или иметь при себе похожую сумочку. То же самое относилось и к "мароттам". Семейная мануфактура получала порой самые курьезные заказы от парижских модниц вплоть до таких, где куколка должна была быть инкустирована бриллиантами. Слова "marotte" стало нарицательным, и до сих пор во французском, бельгийском и немецком языках оно означает "каприз", "причуду".
Куклы-близнецы, автор Этьенн Денамур (Etienne Denamur), Париж, 1885-1890 г.г.
Особенной страстью Карин Лосснитцер были фарфоровые чайные куклы (по-немецки - Teepuppen, а по-английски - half dolls), которые по праву являются нынешней гордостью музея. "Полукуклы", как их можно окрестить, обладали пышнейшими юбками, но не имели ног. Название "чайных" такие фарфоровые фигурки получили, собственно, благодаря их функциональному назначению: своими подбитыми ватой кринолинами они сохраняли горячим чай, кофе или шоколад, налитый в чайник, а также являлись украшением стола. В период с 1900 по 1920 г.г. чайные куколки были чрезвычайно популярны среди дам из благочестивых семей. Именно немецкие фарфоровые мануфактуры, в первую очередь, создавали и отливали большое количество моделей. Немногим позже многие немецкие образцы были воссозданы на предприятиях в Японии и США.
Посреди комнаты, в которой располагается коллекция чайных кукол, находится витрина с накрытым кофейным столиком. Чайная куколка стоит на положенном ей месте - в центре стола, украшая его и согревая кофейник, - именно так, как это и было принято в начале 20 века.
Куколка "Лоттхен, молодая дама", ок. 1830 г.г. Goebel, Rödental
Кофейный сервиз в югендстиле, 1905 г., Siebert & Hertwig, Creidlitz.
Столовый прибор и скатерть - ок. 1910 г.г.
Несмотря на то, что художественная кустарная промышленность предлагала, в том числе, и уже "одетых" чайных кукол, дамы предпочитали изготавливать их нижнюю часть самостоятельно, зачастую совмещая рукоделие с приятным времяпровождением в обществе за чашечкой чая или кофе.
До определенного времени лишь немногие музеи и профессионалы считали чайных кукол достойными коллекционирования. К счастью, именно к таким людям принадлежали и Карин Лосснитцер с супругом, благодаря которым Кобургский музей сегодня может похвастать более чем тремя сотнями фарфоровых "полукукол" - по мнению знатоков, самым крупным собранием в Европе.
Помимо известных производителей, которые маркировали свои изделия, существовали также и немаркированные куколки фарфоровых мануфактур. К сожалению, большинство чайных кукол не имеет маркировки. Поэтому узнать их происхождение можно лишь путем кропотливого сравнения с изображениями в каталогах и с другими архивными материалами.
Чайные куклы создавались из разных материалов и имели различное строение. Были куклы с головками из фарфора и папье-маше, куклы со свободно вылепленными, расположенными вдоль туловища или подвижными руками. И, в конце концов, будучи изображенными в виде игольницы, они даже приобрели ноги.
Большинство чайных кукол имеют рост от 2 до 6 см. В Кобургском музее самая маленькая "полукуколка" имеет рост 2,5 см, а самая большая - 17,5 см.
Многие чайные куклы создаются с аксессуарами. Чаще всего они держат в руках цветы или букеты. Иногда их сопровождают животные. Кроме того, можно также встретить чайных модниц с типично женскими аксессуарами: зеркальцем, веером, пудреницей или губной помадой.
Большинство чайных кукол изготовлено из глазурованного фарфора. Бисквитный фарфор и папье-маше встречаются намного реже. Волосы у них смоделированы или нарисованы. Некоторые производители выпускали чайных кукол из воска и композитных материалов. У таких куколок прически, как правило, были искусно выполнены из натуральных волос или мохера.
Ценность чайной куклы определяется количеством применяющихся в отливке форм, качеством росписи, оформления одежды и паричка, а также наличествующими аксессуарами.
Большинство чайных кукол, среди которых встречаются также и обнаженные, фривольно позирующие, созданы в образе молодой женщины двадцати с небольшим лет. Однако существуют куколки, изображающие и другие возрастные группы - от детей до бабушек. Изображение мужчин же является редким исключением.
Художникам, создававшим чайных куколок, частенько позировали известные в то время личности - императрицы, фрейлины или фаворитки, актрисы и танцовщицы. В коллекции Кобургского музея представлены портретные чайные куклы, изображающие французскую писательницу Жорж Санд, австрийскую императрицу Марию Терезию, любовницу Людовика XV - мадам Помпадур, французскую королеву Марию Антуанетту, французскую актрису Сару Бернар, а также русскую балерину Анну Павлову.
Справа налево: Жорж Санд, Мария Терезия, Мадам Помпадур, Мария Антуанетта, Сара Бернар.
Анна Павлова.
Многие чайные куклы из собрания Кобургского музея носят помпезные наряды и прически в стиле барокко и рококо.
В эту же эпоху большой любовью наряду с чайными куколками пользовались также декоративные фарфоровые "безделушки" типа так называемых "пианинных младенцев" и небольших фигурок.
Многие чайные куклы создавались в процессе кропотливого ручного труда. В этом смысле они реваншировали себя, превратившись в игольницы и скрашивая многочасовые рукодельные экзерсисы светских дам.
Держатели для салфеток зачастую также были украшены фарфоровыми фигурками, уже с ногами, но создавались они, безусловно, по мотивам чайных полукукол.
Вообще немецкое название "чайная кукла" слишком сужает сферу применения этих маленьких куколок-украшений. Начиная с 1920-х г.г. они находили применение не только на чайниках, но и на подушечках для иголок и булавок, в пробках для бутылкок, на грелках для вареных яиц, на держателях салфеток и зубочисток, пудреницах, а также прочих предметах дамского обихода. С этой точки зрения нейтральное английское "half doll" (полукукла) является более подходящим.
На переломе 19 и 20 веков югендстиль оказывал очень сильное влияние на архитектуру и интерьеры знатных домов своим пристрастием к изогнутым линиям и цветочным элементам. Однако в области декоративной керамики он заполучил себе в конкуренты так называемую эпоху "второго Бидермайера". Именно в чайных куклах проявился отклоняемый югендстилем историзм, возможно, в связи с большей пригодностью широких кринолинов для согревательных целей или для втыкания иголок. Кроме того, в керамике еще доминировали присущие рококо цветочные композиции. Они смешались с мягкими линиями югендстиля и получили новое выражение в искусстве, которое в первую очередь отразилось на фарфоровых фигурках.
Однако, наряду с дамами в стиле рококо, барокко и бидермайер, прототипом для чайных кукол послужил и образ новой женщины 1920-х годов. Дерзкие, с короткой стрижкой боб - эти фарфоровые дамы представлялись обычно уверенными в себе и своей неотразимости. Частенько их лепили пудрящимися, причесывающимися или в других кокетливых позах.
Чайная куколка с подносом и стоящими на нем чашкой и чайничком является, пожалуй, одной из самых популярных, а также и наиболее типичных моделей, потому что дважды помогает в сервировке стола. Чайная "Шоколадница" создана по мотивам известнейшей картины Жана-Этьена Лиотара, написанной им в технике пастели на пергаменте во время пребывания при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.
По легенде картина изображает дочь обедневшего дворянина, прислуживавшую в одной из венских кофеен. Столкнувшись случайно с девушкой, князь Дитрихштейн влюбился в нее и взял в жены. А в качестве свадебного подарка будущей княгине преподнес картину, заказанную у известного швейцарского художника, на которой невеста предстает в костюме официантки, подающей шоколад. Неизвестно, было ли так на самом деле, но прекрасная романтичная легенда, сопровождающая "Шоколадницу", вошла в историю искусства и воспроизводилась много раз. Особенно этому поспособствовало приобретение Генри Л. Пирсом, главой американской компании по торговле какао и шоколадом, прав на использование картины в качестве торговой марки. Таким образом, "шоколадную" девушку можно было очень часто обнаружить на коробочках и баночках со всевозможными сладостями, и образ ее, выполненный в виде чайной куколки, - лишнее тому подтверждение.
За столом, где подавали горячий кофе и шоколад, вообще можно было частенько увидеть всевозможные вариации на тему "шоколадной девушки" и «девушки с подносом»:
Кроме чайных кукол, в коллекции музея, как заключительный аккорд к экспозиции чайных кукол, хранится и старинная фарфоровая посуда 18 - 19 веков:
Вполне вероятно, что чайная кукла снова войдет в современный обиход. Уже появились разнообразные дизайнерские кухонные приспособления, украшенные небольшими куколками. И мне кажется, что особенно нам, почитателям благородного искусства создания кукол, возвращение чайных куколок будет чезвычайно приятно!
Продолжение следует...
Кобург - городок небольшой, и пройдя буквально 7-8 минут, мы оказались перед входом в музей, обозначенным двумя стеклянными витринами с антикварной и текстильной куклами. Поднявшись на второй этаж по скрипучей деревянной лестнице и купив входные билеты, мы смешались с посетителями, которые, в большинстве своем, точно так же, как и мы, приехали по случаю кукольного фестиваля.
Сделаю небольшое отступление, чтобы пояснить: ежегодно в Нойштадте, что находится в 15 км от Кобурга и в 5 км от Зоннеберга, проводится масштабное кукольное действо. В течение целой недели городок принимает гостей со всех частей света, "угощая" их всевозможными кукольными специалитетами. Это и кукольно-медвежьи выставки, и тематические блошиные рынки, на которых можно найти старинных кукол, винтажные игрушки и другой драгоценный утиль; и дни открытых дверей на неподалеку расположенных производствах игрушек и кукольной фурнитуры. Параллельно в соседнем городке Зоннеберг проводится еще одна выставка кукол и мишек тедди, которая, несмотря на свой более молодой возраст, активно набирает обороты. А еще во время фестиваля устраивают однодневные автобусные туры с экскурсиями по трем музеям кукольно-игрушечной направленности: в Кобурге, Зоннеберге и, собственно, в самом Нойштадте. Одним словом, любителям кукол открывается очень широкий спектр возможностей погрузиться в этот волшебный мир с макушкой.
Но вернемся назад в Кобургский кукольный музей. В предыдущей публикации я рассказала лишь об одной временной выставке, проходившей в нем в момент нашего посещения и посвященной талантливой немецкой кукольнице Кристе Манн. Теперь же я приглашаю вас на осмотр основной экспозиции этого небольшого, почти семейного, музея. Расположенный в двух старинных зданиях 17 и 18 веков (Кобург практически не пострадал во время второй мировой войны, по слухам - благодаря своим давним многочисленным родственным связям с европейскими королевскими дворами), Кобургский кукольный музей занимает комнаты второго и третьего этажей, кажется, насквозь пропитанные запахом старинных диковинок.
Основательницей коллекции, которая составила экспозицию музея, стала Карин Лоссницер. Известная кукольница родилась в 1934 году и с самого раннего детства с упоением играла в куклы. Уже в семь лет девочка могла похвастать небольшой собственной коллекцией. В особенности она любила антикварных кукол и всевозможные старинные кукольные аксессуары - эта страсть сопровождала фрау Лоссницер на протяжении всей жизни. С огромным удовольствием художница придумывала небольшие композиции, дававшие ей возможность воссоздать реальность того времени. В 1977 году Карин с помощью дочери Катерины подготовила первую выставку своей коллекции в Карлсруе, за которой последовали многочисленные другие выставки в разных музеях и выставочных залах Германии. А 14 июля 1987 года вместе со своим супругом, доктором Хансом Лоссницером, она открыла Кобургский кукольный музей, в стенах которого разместились более тысячи собранных ею кукол и пятьдесят кукольных домиков и румбоксов. Двадцать лет семейная пара самостоятельно содержала и пополняла небольшой частный музей, а в 2007 году он перешел во владение города Кобурга.
Параллельно с коллекционной деятельностью в 1978 году Карин Лоссницер начала создавать своих собственных кукол. Недюжий творческий потенциал, а также учеба в Берлинской школе моды и текстиля имени Адольфа Летте принесли желаемые плоды. Одним из первых кукольных авторов той волны фрау Лосснитцер стала лепить характерных кукол с живыми лицами. Ее работы из серии "Сопливые детки" ("Sabber-Babies") и "Дети со всего света" ("Kindern aus aller Welt") стали не только очень быстро пользоваться популярностью среди коллекционеров, но и были отмечены многочисленными наградами. С 1989 по 2003 г.г. Карин сотрудничала с немецкой фабрикой Götz в Рёдентале, которая выпускала ее кукол лимитированными сериями. А с 2004 года малыши фрау Лоссницер стали выходить под маркой Schildkröt. В 2009 году Карин Лоссницер не стало, но фабрика с эмблемой голубой черепашки до сих пор выпускает ее кукол, а основанный ею музей по-прежнему хранит верность принципам художницы и с гордостью демонстрирует посетителям свои раритетные экспонаты.
Музей, основанный Карин Лосснитцер, отличает то, что две трети собранных по всей Европе кукол были созданы в регионе Южная Тюрингия - Северная Франкония. Именно поэтому в качестве места постоянной дислокации экспонатов был избран Кобург. Выставочные площади музея составляют около 700 кв.м. Куклы, представленные в стенах музея, были созданы в период с 1800 по 1960 г.г. во Франконии, Тюрингии и Франции и дают посетителям возможность составить мнение о высоком искусстве кукольного мастерства того времени. А кукольные комнаты, кухни и дома, мебель и фарфор творят настоящую магию, оживляя прошлое.
Бисквитный фарфор. Семья Штайнер (Steiner), Париж. Ок. 1880 г.
Постоянная выставка музея охватывает несколько тем: игра с куклами, кукольное производство, коллекционирование, семья и дети в разные эпохи. Кроме того, в музее проходят встречи известных кукольных мастеров с поклонниками, мастер-классы для взрослых и детей и временные тематические выставки.
Отдельная комната музея посвящена механическим куклам, французским куклам-детям bébé и большим немецким куклам с детскими личиками. В свое время (вторая половина девятнадцатого века) они служили больше символами статуса, нежели чем детскими игрушками. Такие куклы стояли в салоне или в детской и демонстрировали состоятельность семьи, которая могла себе позволить такой предмет роскоши. Одновременно с этим куклы должны были служить примером для подраставших дочерей: такими же чистенькими, опрятными и благовоспитанными должны были быть в то время все девочки из хороших семей.
Особенную любовь коллекционеров снискали французские bebe, которые и сегодня считаются одними из самых красивых антикварных кукол и на аукционах уходят по весьма высоким ценам. С 1876 года модная кукла-дама столкнулась с конкуренцией в лице bébé incassable (небьющиеся детки) француза Эмиля Жюмо (Emile Jumeau). Несколько лет спустя и немецкие фабриканты выпустили на рынок кукол с детскими личиками.
"Урок танцев" называется этот автомат Ламбера (Lambert) с кукольными головками Эмиля Жюмо (Emile Jumeau), Париж, ок. 1880.
Устройство этого чуда техники в первую очередь представляло интерес для мужчин. До начала индустриализации такие автоматы и шарманки, ввиду чрезвычайно дорогостоящего процесса их изготовления, составляли развлечение исключительно дворянства. Лишь с наступлением эпохи мануфактурного производства такие автоматы стали выпускаться мелкими сериями, а не единственными экземплярами, как было прежде. Они стали хоть и более доступным, но, тем не менее, все еще очень престижным предметом роскоши.
Если завести автомат "Урок танцев" (устройство до сих пор находится в рабочем состоянии (так и хочется прибавить, что мастерили раньше действительно на века, не то что теперь!)), то маленькая куколка начинает кружиться и подпрыгивать, а большая попеременно поднимает тактовую палочку и лорнет и вращает головой.
"Танцующая пара" - неизвестный производитель, ок. 1900 г.
"Marotte" - музыкальная кукла-шарманка, производство семьи Маротте. Париж, ок. 1900 г.г.
Эта куколка появилась в Париже на границе 19 и 20 веков и служила дамам в качестве бального аксессуара, который обычно преподносился в дар от кавалера. Когда куколку вращали, держа за палочку, раздавалась мелодия, и края одежды, как веер, обдували разгоряченную танцами даму свежим воздухом. Палочка оканчивалась свистком, назначение которого пока еще неясно. Возможно, свисток служил для того, чтобы призывать слугу или - чуть более крамольное предположение - затерявшегося на балу средь пышных юбок мужа.
Таких куколок делали в Париже на семейной мануфактуре Маротте. Головки выпускались также во французской столице, кукольной фабрикой Франсуа Готье (Francois Gaultier). А женщины одинаковы во все времена: как сегодня, когда каждая знаменитость на красной дорожке хочет выгодно отличиться от другой, так и тогда ни одна дама не хотела быть похожей на другую, быть одетой в похожее платье или иметь при себе похожую сумочку. То же самое относилось и к "мароттам". Семейная мануфактура получала порой самые курьезные заказы от парижских модниц вплоть до таких, где куколка должна была быть инкустирована бриллиантами. Слова "marotte" стало нарицательным, и до сих пор во французском, бельгийском и немецком языках оно означает "каприз", "причуду".
Куклы-близнецы, автор Этьенн Денамур (Etienne Denamur), Париж, 1885-1890 г.г.
Особенной страстью Карин Лосснитцер были фарфоровые чайные куклы (по-немецки - Teepuppen, а по-английски - half dolls), которые по праву являются нынешней гордостью музея. "Полукуклы", как их можно окрестить, обладали пышнейшими юбками, но не имели ног. Название "чайных" такие фарфоровые фигурки получили, собственно, благодаря их функциональному назначению: своими подбитыми ватой кринолинами они сохраняли горячим чай, кофе или шоколад, налитый в чайник, а также являлись украшением стола. В период с 1900 по 1920 г.г. чайные куколки были чрезвычайно популярны среди дам из благочестивых семей. Именно немецкие фарфоровые мануфактуры, в первую очередь, создавали и отливали большое количество моделей. Немногим позже многие немецкие образцы были воссозданы на предприятиях в Японии и США.
Посреди комнаты, в которой располагается коллекция чайных кукол, находится витрина с накрытым кофейным столиком. Чайная куколка стоит на положенном ей месте - в центре стола, украшая его и согревая кофейник, - именно так, как это и было принято в начале 20 века.
Куколка "Лоттхен, молодая дама", ок. 1830 г.г. Goebel, Rödental
Кофейный сервиз в югендстиле, 1905 г., Siebert & Hertwig, Creidlitz.
Столовый прибор и скатерть - ок. 1910 г.г.
Несмотря на то, что художественная кустарная промышленность предлагала, в том числе, и уже "одетых" чайных кукол, дамы предпочитали изготавливать их нижнюю часть самостоятельно, зачастую совмещая рукоделие с приятным времяпровождением в обществе за чашечкой чая или кофе.
До определенного времени лишь немногие музеи и профессионалы считали чайных кукол достойными коллекционирования. К счастью, именно к таким людям принадлежали и Карин Лосснитцер с супругом, благодаря которым Кобургский музей сегодня может похвастать более чем тремя сотнями фарфоровых "полукукол" - по мнению знатоков, самым крупным собранием в Европе.
Помимо известных производителей, которые маркировали свои изделия, существовали также и немаркированные куколки фарфоровых мануфактур. К сожалению, большинство чайных кукол не имеет маркировки. Поэтому узнать их происхождение можно лишь путем кропотливого сравнения с изображениями в каталогах и с другими архивными материалами.
Чайные куклы создавались из разных материалов и имели различное строение. Были куклы с головками из фарфора и папье-маше, куклы со свободно вылепленными, расположенными вдоль туловища или подвижными руками. И, в конце концов, будучи изображенными в виде игольницы, они даже приобрели ноги.
Большинство чайных кукол имеют рост от 2 до 6 см. В Кобургском музее самая маленькая "полукуколка" имеет рост 2,5 см, а самая большая - 17,5 см.
Многие чайные куклы создаются с аксессуарами. Чаще всего они держат в руках цветы или букеты. Иногда их сопровождают животные. Кроме того, можно также встретить чайных модниц с типично женскими аксессуарами: зеркальцем, веером, пудреницей или губной помадой.
Большинство чайных кукол изготовлено из глазурованного фарфора. Бисквитный фарфор и папье-маше встречаются намного реже. Волосы у них смоделированы или нарисованы. Некоторые производители выпускали чайных кукол из воска и композитных материалов. У таких куколок прически, как правило, были искусно выполнены из натуральных волос или мохера.
Ценность чайной куклы определяется количеством применяющихся в отливке форм, качеством росписи, оформления одежды и паричка, а также наличествующими аксессуарами.
Большинство чайных кукол, среди которых встречаются также и обнаженные, фривольно позирующие, созданы в образе молодой женщины двадцати с небольшим лет. Однако существуют куколки, изображающие и другие возрастные группы - от детей до бабушек. Изображение мужчин же является редким исключением.
Художникам, создававшим чайных куколок, частенько позировали известные в то время личности - императрицы, фрейлины или фаворитки, актрисы и танцовщицы. В коллекции Кобургского музея представлены портретные чайные куклы, изображающие французскую писательницу Жорж Санд, австрийскую императрицу Марию Терезию, любовницу Людовика XV - мадам Помпадур, французскую королеву Марию Антуанетту, французскую актрису Сару Бернар, а также русскую балерину Анну Павлову.
Справа налево: Жорж Санд, Мария Терезия, Мадам Помпадур, Мария Антуанетта, Сара Бернар.
Анна Павлова.
Многие чайные куклы из собрания Кобургского музея носят помпезные наряды и прически в стиле барокко и рококо.
В эту же эпоху большой любовью наряду с чайными куколками пользовались также декоративные фарфоровые "безделушки" типа так называемых "пианинных младенцев" и небольших фигурок.
Многие чайные куклы создавались в процессе кропотливого ручного труда. В этом смысле они реваншировали себя, превратившись в игольницы и скрашивая многочасовые рукодельные экзерсисы светских дам.
Держатели для салфеток зачастую также были украшены фарфоровыми фигурками, уже с ногами, но создавались они, безусловно, по мотивам чайных полукукол.
Вообще немецкое название "чайная кукла" слишком сужает сферу применения этих маленьких куколок-украшений. Начиная с 1920-х г.г. они находили применение не только на чайниках, но и на подушечках для иголок и булавок, в пробках для бутылкок, на грелках для вареных яиц, на держателях салфеток и зубочисток, пудреницах, а также прочих предметах дамского обихода. С этой точки зрения нейтральное английское "half doll" (полукукла) является более подходящим.
На переломе 19 и 20 веков югендстиль оказывал очень сильное влияние на архитектуру и интерьеры знатных домов своим пристрастием к изогнутым линиям и цветочным элементам. Однако в области декоративной керамики он заполучил себе в конкуренты так называемую эпоху "второго Бидермайера". Именно в чайных куклах проявился отклоняемый югендстилем историзм, возможно, в связи с большей пригодностью широких кринолинов для согревательных целей или для втыкания иголок. Кроме того, в керамике еще доминировали присущие рококо цветочные композиции. Они смешались с мягкими линиями югендстиля и получили новое выражение в искусстве, которое в первую очередь отразилось на фарфоровых фигурках.
Однако, наряду с дамами в стиле рококо, барокко и бидермайер, прототипом для чайных кукол послужил и образ новой женщины 1920-х годов. Дерзкие, с короткой стрижкой боб - эти фарфоровые дамы представлялись обычно уверенными в себе и своей неотразимости. Частенько их лепили пудрящимися, причесывающимися или в других кокетливых позах.
Чайная куколка с подносом и стоящими на нем чашкой и чайничком является, пожалуй, одной из самых популярных, а также и наиболее типичных моделей, потому что дважды помогает в сервировке стола. Чайная "Шоколадница" создана по мотивам известнейшей картины Жана-Этьена Лиотара, написанной им в технике пастели на пергаменте во время пребывания при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.
По легенде картина изображает дочь обедневшего дворянина, прислуживавшую в одной из венских кофеен. Столкнувшись случайно с девушкой, князь Дитрихштейн влюбился в нее и взял в жены. А в качестве свадебного подарка будущей княгине преподнес картину, заказанную у известного швейцарского художника, на которой невеста предстает в костюме официантки, подающей шоколад. Неизвестно, было ли так на самом деле, но прекрасная романтичная легенда, сопровождающая "Шоколадницу", вошла в историю искусства и воспроизводилась много раз. Особенно этому поспособствовало приобретение Генри Л. Пирсом, главой американской компании по торговле какао и шоколадом, прав на использование картины в качестве торговой марки. Таким образом, "шоколадную" девушку можно было очень часто обнаружить на коробочках и баночках со всевозможными сладостями, и образ ее, выполненный в виде чайной куколки, - лишнее тому подтверждение.
За столом, где подавали горячий кофе и шоколад, вообще можно было частенько увидеть всевозможные вариации на тему "шоколадной девушки" и «девушки с подносом»:
Кроме чайных кукол, в коллекции музея, как заключительный аккорд к экспозиции чайных кукол, хранится и старинная фарфоровая посуда 18 - 19 веков:
Вполне вероятно, что чайная кукла снова войдет в современный обиход. Уже появились разнообразные дизайнерские кухонные приспособления, украшенные небольшими куколками. И мне кажется, что особенно нам, почитателям благородного искусства создания кукол, возвращение чайных куколок будет чезвычайно приятно!
Продолжение следует...
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |