Рождественский календарь от "Подснежников". 18 декабря: Schwibbogen или "свечная арка"
18.12.2020Дорогие друзья и гости нашего сайта!
Приветствуем вас на пороге очередной дверцы нашего волшебного "подснежного" адвент-календаря под номером восемнадцать! И сегодня я с огромным удовольствием расскажу о моем, пожалуй, самом любимом рождественском украшении.
В русском языке для него придумано несколько названий - светильник-арка, свечная арка, подсвечник-арка. В оригинале же оно звучит как Schwibbogen (иногда - Lichterbogen), то есть "парящая дуга", "парящий свод" (или "световая дуга"). И те "светильники", что представлены в ассортименте некоторых российских магазинов, к сожалению, лишь очень схематично передают общую идею оригинальных Schwibbogen.
От разнообразия и красоты Schwibbogen, которые представлены в сувенирных магазинчиках Германии, предлагающих традиционные деревянные изделия из Erzgebirge (Рудных гор), можно потерять дар речи. Но самое удивительное начинается накануне первого адвента (первого из четырех воскресений, предшествующих Рождеству), когда чуть ли не в каждом окне зажигаются эти традиционные символы грядущего праздника. Ты идешь по темной и неласковой зимней улице, и каждое окошко вдруг превращается из обычного в приветливое, теплое и уютное.
Вопреки популярной версии о том, что форма "свечной арки" символизирует собой сводчатый вход в штольню, который шахтеры Рудных гор отобразили в придуманном им украшении, дуга на самом деле является символом небесного свода. (Наша дочка в три с половиной года, увидев в окне одного из соседских домов "свечную арку", сказала, что это радуга :))
Первые "свечные арки" изображали не столько христианские мотивы, сколько небесные тела - солнце, луну и звезды. К Рождеству же Schwibbogen поначалу вообще не имели никакого отношения. Типичные сюжеты "светильников-арок" обычно показывали будни горняков и их семей, а также сценки из жизни леса и животных. И только по прошествии многих лет "светящаяся арка" превратилась в одно из самых традиционных для немцев рождественское украшение.
Первые "свечные арки" изображали не столько христианские мотивы, сколько небесные тела - солнце, луну и звезды. К Рождеству же Schwibbogen поначалу вообще не имели никакого отношения. Типичные сюжеты "светильников-арок" обычно показывали будни горняков и их семей, а также сценки из жизни леса и животных. И только по прошествии многих лет "светящаяся арка" превратилась в одно из самых традиционных для немцев рождественское украшение.
Свечи на арочном своде появились не случайно. Они говорят о тоске горных рабочих по солнечному свету, которого в их жизни и так было очень мало, а в темные зимние месяцы они могли и вовсе его не видеть: когда рудокопы шли на работу ранним утром, было еще темно, а вечером, к моменту окончания смены в шахте, солнце давно уже успевало уйти за горизонт. И с этим связана, пожалуй, самая важная функция Schwibbogen: они служили горным рабочим тем самым светом в родном окошке, который в буквальном смысле помогал им найти в темное время года дорогу к себе домой.
Настоящие свечи были со временем заменены электрическими лампочками, а к середине XX века "свечные арки" стали украшать окна не только деревушек и городков в Рудных горах, но распространились по всей Германии, и не только в домах, но и на улицах. Город Йоханнгеоргенштадт, который уже упоминался в нашем адвент-календаре как обладатель самой высокой в мире рождественской пирамиды, может похвастать и самой большой (шириной 25 м) Schwibbogen под открытым небом. И это не удивительно, так как именно в этом городке была создана самая ранняя из дошедших до нас "свечных арок", датированная 1740 годом.
В 1937 году на свет появился один из самых известных на сегодняшний день сюжетов "свечных арок". Он был предложен лейпцигской художницей-иллюстратором Паулой Йордан в рамках конкурса на лучший мотив для "светильника-арки". Ее рисунок, соединивший в себе многие элементы традиционных Schwibbogen и ставший победителем конкурса на выставке в городе Шварценберг, был увековечен в металлической Schwibbogen размером 7 м х 4 м и защищен в качестве товарного знака. Он изображает двух шахтеров, которые держат саксонский герб со скрещенными мечами, резчика по дереву и кружевницу, плетущую кружево на коклюшках, - три традиционных ремесла и источника пропитания жителей Рудных гор XVIII и XIX в.в.
Но самое примечательное в том, что так называемый шварценбергский мотив настолько полюбился людям, что не только благополучно "дожил" до наших времен, но является сейчас одним из самых популярных "классических" сюжетов! Я буквально вчера вечером, гуляя в радиусе нескольких кварталов от дома, за полчаса насчитала на разных окнах не менее пятнадцати "светильников" со знаменитым шварценбергским изображением! Причем я отнюдь не выискивала их специально :)
Но самое примечательное в том, что так называемый шварценбергский мотив настолько полюбился людям, что не только благополучно "дожил" до наших времен, но является сейчас одним из самых популярных "классических" сюжетов! Я буквально вчера вечером, гуляя в радиусе нескольких кварталов от дома, за полчаса насчитала на разных окнах не менее пятнадцати "светильников" со знаменитым шварценбергским изображением! Причем я отнюдь не выискивала их специально :)
Вплоть до конца XIX века "свечные арки" изготавливали практически исключительно из металла, деревом мастера стали понемногу пользоваться лишь на стыке XIX и XX веков. И только во второй половине ХХ века большинство рождественских украшений начали создавать из дерева - в основном, из бука, ели и березы. В ГДР спрос на красивые арочные светильники был настолько велик, что мастера не успевали удовлетворить всех желающих. Поэтому некоторые люди стали самостоятельно выпиливать Schwibbogen лобзиком из фанеры, используя для этого мотивы, срисованные с оригинальных "свечных арок". Популярность "арочных светильников" в восточной Германии не в последнюю очередь подстегнули выпущенные в 1967 году марки, посвященные народному промыслу Рудных гор. Кстати, региону Рудных гор, знаменитому своей резьбой по дереву, присвоен статус мирового наследия ЮНЕСКО.
Народное ремесло по созданию "свечных арок" продолжает развиваться и в наши дни. В 1990-е г.г. наряду с традиционным полукругом появились, к примеру, Schwibbogen треугольной формы. Они получили название Lichterspitze (остроконечный светильник), и это и есть тот самый "светильник-горка", который очень успешно популяризовала во многих странах шведская сеть известных магазинов мебели и товаров для дома. Треугольный светильник-горка может изображать лесные мотивы, домики лесника, рождественский вертеп, домик Деда Мороза или известные церкви, например, Дрезденскую Фрауенкирхе.
Для Schwibbogen, которые производятся в других регионах, в качестве мотивов часто используются городские силуэты.
Относительно недавней "новинкой" 2010-х г.г. стала готическая "свечная арка", которая имеет профиль окна готической церкви и украшается традиционными зимне-рождественскими элементами.
Для Schwibbogen, которые производятся в других регионах, в качестве мотивов часто используются городские силуэты.
Относительно недавней "новинкой" 2010-х г.г. стала готическая "свечная арка", которая имеет профиль окна готической церкви и украшается традиционными зимне-рождественскими элементами.
Стремление к минимализму привело к появлению предельно простых форм Schwibbogen, где нет вообще ничего лишнего, кроме дерева и света.
А новые материалы и технологии стимулировали дальнейшие эксперименты с классической "свечной аркой".
Но несмотря на меняющуюся со временем форму, по-прежнему неизменным остается основной смысл этого красивейшего традиционного рождественского украшения, светящегося во многих окнах по всей стране. Потому что Рождество - это время, когда люди зажигают огонь для других. Время, когда ты можешь найти свет в каждом окне. Время, когда даже самые одинокие путники находят дорогу к себе домой...
Ваши подснежники.
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |