"Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, счастлив человек"?! Куклы и искусственный интеллект.
17.09.2019Хотите научную страшилку? Мы с вами уже живем в то время, когда даже эксперты-искусствоведы не могут отличить картину, написанную человеком, от живописи, созданной искусственным интеллектом. Кажется, еще шажок со стороны бескомпромиссных ученых, и homo sapiens можно будет полностью заменить в том числе и в области творчества. Музыка, живопись, журналистика - барьер уже взят. Но вот кукла, нарисованная нейронными сетями и "распечатанная" на 3D-принтере в фарфоре... Это фантастика?! Или тоже ближайшее будущее?
В конце 2018 - начале 2019 в Дрездене проходила Kinderbiennale - выставка творческих технологий, которую посетили более 110.000 человек. В целом, задача биеннале заключалась в том, чтобы наглядно познакомить детей (а также их родителей :)) с современными технологиями в области искусства, дать возможность опробовать их в действии и эффектно показать, насколько прочно многие из них уже успели проникнуть в нашу жизнь и какие перспективы открывают.
Одним из самых привлекательных "экспонатов" (и для детей, и для взрослых) был "аквариум": входишь в затемненное помещение, рисуешь на белом листе рыбку или, к примеру, осьминога (на столах разложены заготовки с очертаниями морских обитателей, которых нужно раскрасить карандашами), сканируешь его - и твоя животинка отправляется в свободное плавание по голубым стенам комнаты. А потом, как сумасшедший, начинаешь отслеживать ее непредсказуемый "полет" по глубинам океана, делать с ней селфи и пытаешься поймать ее за хвост :)
Мальчишки (и не только) подолгу зависали перед огромным круглым столом, усыпанным деталями Лего белого цвета общим весом почти в 300 кг. Каждый мог почувствовать себя творцом и возвести башню, небоскреб, ну или просто домик своей мечты, которые бы в итоге создали образ города будущего.
В соседнем зале биеннале каждому желающему предлагалось написать на атласной ленточке свое самое заветное желание и повязать ее на одну из веревок, натянутых через все помещение. В результате образовался настоящий лес из разноцветных лиан, испещренных надписями, в котором с удовольствием шныряли разновозрастные малыши и ищущие их родители. Среди лент можно было вполне по-настоящему потеряться! Особенно если заблуждающемуся было не больше двух-трех лет :) (Воистину: бойся своих желаний, ибо... в них можно заблудиться :))
Завораживала оптическая иллюзия художника Марка Юстиниани, который с помощью стекла и зеркал создал бездонный колодец с бесконечными ящичками, полочками, заполненными разными вещицами. Встав в центр этой инсталляции, можно было натурально попасть в Страну Чудес и потерять рассудок, утратив ощущение реальности. (К слову, моя трехлетняя дочка наотрез отказалась от такого рискованного эксперимента.)
Однако лично меня больше всего заинтересовал тогда проект, на первый взгляд, неприметный (ну, вазочки и вазочки!), представленный немецкой арт-студией The Constitute, которая работает на стыке компьютерного дизайна, медиаискусства и науки. В сотрудничестве с берлинской Королевской фарфоровой мануфактурой (Königlische Porzellan Manufaktur) основатели арт-студии экспериментальным способом разработали технологию (вос)создания изделий из фарфора.
3D принтер заправляют тягучей фарфоровой массой со специальными добавками, и головка принтера, свободно двигающаяся в пространстве вокруг создаваемого объекта, послойно выкладывает тоненькой струйкой материал согласно загруженной в принтер цифровой модели. Полученный продукт высушивают на воздухе, затем обжигают при температуре 900 градусов Цельсия, расписывают, глазуруют и еще раз обжигают, но уже при температуре в 1.350 градусов. При повторном обжиге изделие, созданное 3D принтером, уменьшается в объеме сильнее, чем полученное традиционным способом.
По словам основателей арт-студии, технология еще далека от совершенства, и пока еще фарфор, изговляемый по-старинке, по качеству все же превосходит экспериментальные образцы. Но уже сейчас "фарфоровый 3D принтер" позволяет создавать изделия, которые технически невозможно сделать вручную, например, вазу в форме двух перекрещивающихся сосудов или посуду с обилием филигранных деталей. Для классического фарфорового производства, в котором продукция отливается или моделируется методом вращения, такие формы либо недостижимы, либо чрезвычайно трудозатратны, что делает их себестоимость заоблачной. Что же касается некоторого несовершенства "распечатанных" фарфоровых изделий - это всего лишь "детская болезнь", которую прогрессивная технология со временем обязательно перерастет.
И вот тогда встанет моральный вопрос: в чем разница между изделием, созданным человеческими руками, и распечатанным на "3D принтере"? Могут ли оба они называться "предметом искусства"?
Мейсоновская фарфоровая мануфактура, демонстрационный зал
С одной стороны, пока макет будущей, скажем, вазочки рисует на компьютере художник, а 3D принтер всего лишь воплощает модель с монитора в реальном пространстве, очевидной проблемы нет. Человек накреативил, машина помогла перенести его креатив в реальный мир. Электронный макет вазочки - это как виртуальная гипсовая форма для отливки фарфоровых частей: залил внутрь массу, дал ей затвердеть, разомкнул форму, запек изделие, расписал, обжёг - и готово. И гипс не нужно переводить почем зря.
Фарфоровая мануфактура Хильдегард Гюнцель. Гипсовые формы
А можно, к примеру, 3D сканером отсканировать какую-нибудь раритетную антикварную вазу и воссоздать ее с помощью "фарфорового 3D принтера" - сделать ее абсолютную копию. Хотя это уже больше подходит под понятия "плагиат" и "подделка", чем под "произведение искусства", и также спорно с точки зрения морали и авторских прав.
Фрагмент вазы. Музей Мейсоновской фарфоровой мануфактуры
Ну а что, если компьютерную модель вазочки создаст не художник, а нейронная сеть? Ей "скормят" информацию о сотне тысяч различных сосудов, появившихся на свет за всю историю существования человечества, и проанализировав ее, говоря иными словами, пройдя стадию обучения, она сгенерирует вазу небывалой красоты, совершенных пропорций и, кроме того, функциональную в быту. Это будет считаться произведением искусства? Или просто рекомбинацией образов, переработанных искусственным интеллектом?
Однако что это мы все о вазочках... Искусственный интеллект уже сейчас может писать портреты. В 2018 году с аукциона "Кристи" за 432 тысячи долларов ушел «Портрет Эдмонда Беллами» кисти нейросети. Через нее "прогнали" пятнадцать тысяч полотен живописцев XIV-XX в.в., система "научилась" тому, как должно выглядеть человеческое лицо - лоб, две брови, два глаза, посередине нос, чуть ниже рот и подбородок, - и написала свою версию, рекомбинировав заложенную в него информацию по определенному алгоритму.
"Портрет Эдмонда Беллами"
Искусственный интеллект успел заявить о себе и в музыкальной сфере. Американская певица и актриса Taryn Southern относительно недавно выпустила альбом, все треки которого созданы с помощью искусственного интеллекта. А программа AIVA (Artificial Intelligence Virtual Artist) специализируется на сочинении классической музыки для киноиндустрии и стала, между прочим, первым виртуальным композитором, признанным музыкальной профессиональной ассоциацией. Вот, к примеру, парочка таких композиций:
I am AI
Romanticism in D minor
Dawn
Впечатляет? А теперь еще раз вдумайтесь: искусственный интеллект рисует, пишет музыку! И не за горами день, когда область кукольного искусства также пополнится научно-фантастическими новинками. А что помешает ему в самом недалеком будущем смоделировать куклу и отлить ее в фарфоре? Или в другом, более привычном "кукольном" материале - виниле, резине и т.д.? Технологии 3D печати тоже не стоят на месте. Может, со временем вообще появится совершенно новый материал, идеально подходящий и для кукол, и для объемной печати. Однако как коллекционеры воспримут такую куклу?!
Да, нейросеть сможет досконально изучить всю информацию о куклах, их облике и значении в человеческой жизни, которую ей предоставят "обучающие" программисты. И на выходе смоделирует виртуальный образ, исходя из запросов современного общества и его представлений о красоте. Но нужна ли нам будет ТАКАЯ кукла? Пусть идеальная, но все же какая-то немного... ненастоящая. Придется ли нам по душе такое... искусственное искусство?
Картина, написанная искусственным интеллектом путем рекомбинации фрагментов полотен Кандинского
Ведь что нас привлекает в авторской работе? Тепло человеческих рук, которые слепили ее. Вдохновение, которое автор испытывал, создавая новый образ. Частичка души, которую художник неизбежно вкладывает в свой труд. Недаром же все авторские куклы так похожи на своих творцов! Словно бы генная информация могла передаваться через прикосновение пальцев к материалу.
Марина Бычкова со своей куклой
С помощью куклы мастер может выразить свое эмоциональное состояние, свои чувства, донести до зрителей посетившую его идею. А что донесет нам нейросеть?! Будут ли ее когда-нибудь мучить проблемы мироздания и поиска смысла жизни, будет ли она страдать от неразделенной любви или от отсутствия признания? Уловит ли искусственный интеллект то, чем дышит нынешний век, или заложит тренд для будущего? Или он будет только (пусть даже и замечательно) рекомбинировать наши же чувства, мысли, эмоции, выраженные ранее?
А можно ли обучить искусственный интеллект фантазии? А чувству стиля? Можно ли создать ему характер, который будет отражаться в его творчестве? Можно ли вообще заставить кого-то творить? Пока только одни вопросы.
Написано исключительно с помощью естественного интеллекта.
Ваша Ольга Галант.
В конце 2018 - начале 2019 в Дрездене проходила Kinderbiennale - выставка творческих технологий, которую посетили более 110.000 человек. В целом, задача биеннале заключалась в том, чтобы наглядно познакомить детей (а также их родителей :)) с современными технологиями в области искусства, дать возможность опробовать их в действии и эффектно показать, насколько прочно многие из них уже успели проникнуть в нашу жизнь и какие перспективы открывают.
Одним из самых привлекательных "экспонатов" (и для детей, и для взрослых) был "аквариум": входишь в затемненное помещение, рисуешь на белом листе рыбку или, к примеру, осьминога (на столах разложены заготовки с очертаниями морских обитателей, которых нужно раскрасить карандашами), сканируешь его - и твоя животинка отправляется в свободное плавание по голубым стенам комнаты. А потом, как сумасшедший, начинаешь отслеживать ее непредсказуемый "полет" по глубинам океана, делать с ней селфи и пытаешься поймать ее за хвост :)
Мальчишки (и не только) подолгу зависали перед огромным круглым столом, усыпанным деталями Лего белого цвета общим весом почти в 300 кг. Каждый мог почувствовать себя творцом и возвести башню, небоскреб, ну или просто домик своей мечты, которые бы в итоге создали образ города будущего.
В соседнем зале биеннале каждому желающему предлагалось написать на атласной ленточке свое самое заветное желание и повязать ее на одну из веревок, натянутых через все помещение. В результате образовался настоящий лес из разноцветных лиан, испещренных надписями, в котором с удовольствием шныряли разновозрастные малыши и ищущие их родители. Среди лент можно было вполне по-настоящему потеряться! Особенно если заблуждающемуся было не больше двух-трех лет :) (Воистину: бойся своих желаний, ибо... в них можно заблудиться :))
Завораживала оптическая иллюзия художника Марка Юстиниани, который с помощью стекла и зеркал создал бездонный колодец с бесконечными ящичками, полочками, заполненными разными вещицами. Встав в центр этой инсталляции, можно было натурально попасть в Страну Чудес и потерять рассудок, утратив ощущение реальности. (К слову, моя трехлетняя дочка наотрез отказалась от такого рискованного эксперимента.)
Однако лично меня больше всего заинтересовал тогда проект, на первый взгляд, неприметный (ну, вазочки и вазочки!), представленный немецкой арт-студией The Constitute, которая работает на стыке компьютерного дизайна, медиаискусства и науки. В сотрудничестве с берлинской Королевской фарфоровой мануфактурой (Königlische Porzellan Manufaktur) основатели арт-студии экспериментальным способом разработали технологию (вос)создания изделий из фарфора.
3D принтер заправляют тягучей фарфоровой массой со специальными добавками, и головка принтера, свободно двигающаяся в пространстве вокруг создаваемого объекта, послойно выкладывает тоненькой струйкой материал согласно загруженной в принтер цифровой модели. Полученный продукт высушивают на воздухе, затем обжигают при температуре 900 градусов Цельсия, расписывают, глазуруют и еще раз обжигают, но уже при температуре в 1.350 градусов. При повторном обжиге изделие, созданное 3D принтером, уменьшается в объеме сильнее, чем полученное традиционным способом.
По словам основателей арт-студии, технология еще далека от совершенства, и пока еще фарфор, изговляемый по-старинке, по качеству все же превосходит экспериментальные образцы. Но уже сейчас "фарфоровый 3D принтер" позволяет создавать изделия, которые технически невозможно сделать вручную, например, вазу в форме двух перекрещивающихся сосудов или посуду с обилием филигранных деталей. Для классического фарфорового производства, в котором продукция отливается или моделируется методом вращения, такие формы либо недостижимы, либо чрезвычайно трудозатратны, что делает их себестоимость заоблачной. Что же касается некоторого несовершенства "распечатанных" фарфоровых изделий - это всего лишь "детская болезнь", которую прогрессивная технология со временем обязательно перерастет.
И вот тогда встанет моральный вопрос: в чем разница между изделием, созданным человеческими руками, и распечатанным на "3D принтере"? Могут ли оба они называться "предметом искусства"?
Мейсоновская фарфоровая мануфактура, демонстрационный зал
С одной стороны, пока макет будущей, скажем, вазочки рисует на компьютере художник, а 3D принтер всего лишь воплощает модель с монитора в реальном пространстве, очевидной проблемы нет. Человек накреативил, машина помогла перенести его креатив в реальный мир. Электронный макет вазочки - это как виртуальная гипсовая форма для отливки фарфоровых частей: залил внутрь массу, дал ей затвердеть, разомкнул форму, запек изделие, расписал, обжёг - и готово. И гипс не нужно переводить почем зря.
Фарфоровая мануфактура Хильдегард Гюнцель. Гипсовые формы
А можно, к примеру, 3D сканером отсканировать какую-нибудь раритетную антикварную вазу и воссоздать ее с помощью "фарфорового 3D принтера" - сделать ее абсолютную копию. Хотя это уже больше подходит под понятия "плагиат" и "подделка", чем под "произведение искусства", и также спорно с точки зрения морали и авторских прав.
Фрагмент вазы. Музей Мейсоновской фарфоровой мануфактуры
Ну а что, если компьютерную модель вазочки создаст не художник, а нейронная сеть? Ей "скормят" информацию о сотне тысяч различных сосудов, появившихся на свет за всю историю существования человечества, и проанализировав ее, говоря иными словами, пройдя стадию обучения, она сгенерирует вазу небывалой красоты, совершенных пропорций и, кроме того, функциональную в быту. Это будет считаться произведением искусства? Или просто рекомбинацией образов, переработанных искусственным интеллектом?
Однако что это мы все о вазочках... Искусственный интеллект уже сейчас может писать портреты. В 2018 году с аукциона "Кристи" за 432 тысячи долларов ушел «Портрет Эдмонда Беллами» кисти нейросети. Через нее "прогнали" пятнадцать тысяч полотен живописцев XIV-XX в.в., система "научилась" тому, как должно выглядеть человеческое лицо - лоб, две брови, два глаза, посередине нос, чуть ниже рот и подбородок, - и написала свою версию, рекомбинировав заложенную в него информацию по определенному алгоритму.
"Портрет Эдмонда Беллами"
Искусственный интеллект успел заявить о себе и в музыкальной сфере. Американская певица и актриса Taryn Southern относительно недавно выпустила альбом, все треки которого созданы с помощью искусственного интеллекта. А программа AIVA (Artificial Intelligence Virtual Artist) специализируется на сочинении классической музыки для киноиндустрии и стала, между прочим, первым виртуальным композитором, признанным музыкальной профессиональной ассоциацией. Вот, к примеру, парочка таких композиций:
I am AI
Romanticism in D minor
Dawn
Впечатляет? А теперь еще раз вдумайтесь: искусственный интеллект рисует, пишет музыку! И не за горами день, когда область кукольного искусства также пополнится научно-фантастическими новинками. А что помешает ему в самом недалеком будущем смоделировать куклу и отлить ее в фарфоре? Или в другом, более привычном "кукольном" материале - виниле, резине и т.д.? Технологии 3D печати тоже не стоят на месте. Может, со временем вообще появится совершенно новый материал, идеально подходящий и для кукол, и для объемной печати. Однако как коллекционеры воспримут такую куклу?!
Да, нейросеть сможет досконально изучить всю информацию о куклах, их облике и значении в человеческой жизни, которую ей предоставят "обучающие" программисты. И на выходе смоделирует виртуальный образ, исходя из запросов современного общества и его представлений о красоте. Но нужна ли нам будет ТАКАЯ кукла? Пусть идеальная, но все же какая-то немного... ненастоящая. Придется ли нам по душе такое... искусственное искусство?
Картина, написанная искусственным интеллектом путем рекомбинации фрагментов полотен Кандинского
Ведь что нас привлекает в авторской работе? Тепло человеческих рук, которые слепили ее. Вдохновение, которое автор испытывал, создавая новый образ. Частичка души, которую художник неизбежно вкладывает в свой труд. Недаром же все авторские куклы так похожи на своих творцов! Словно бы генная информация могла передаваться через прикосновение пальцев к материалу.
Марина Бычкова со своей куклой
С помощью куклы мастер может выразить свое эмоциональное состояние, свои чувства, донести до зрителей посетившую его идею. А что донесет нам нейросеть?! Будут ли ее когда-нибудь мучить проблемы мироздания и поиска смысла жизни, будет ли она страдать от неразделенной любви или от отсутствия признания? Уловит ли искусственный интеллект то, чем дышит нынешний век, или заложит тренд для будущего? Или он будет только (пусть даже и замечательно) рекомбинировать наши же чувства, мысли, эмоции, выраженные ранее?
А можно ли обучить искусственный интеллект фантазии? А чувству стиля? Можно ли создать ему характер, который будет отражаться в его творчестве? Можно ли вообще заставить кого-то творить? Пока только одни вопросы.
Написано исключительно с помощью естественного интеллекта.
Ваша Ольга Галант.
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |