Четыре дня на исходе весны... Наше кукольное путешествие.
21.09.2014Первую часть публикации читайте здесь
Итак, продолжаем...
Карин Лосснитцер, понимая, что в кукольном мире зашифровано очень много примет культурной и социальной истории, всегда с большим трепетом относилась к кукольным домам и аксессуарам, воссоздававшим мельчайшие особенности ушедших времен, не фиксируемых порой ни одним историком. В Кобургском музее можно увидеть множество ценных экспонатов, по которым хоть отчасти можно восстановить прошлое: семейные и общественные традиции, моду, отношения между детьми и родителями, социальное расслоение.
Кукольный дом с мебелью в стиле Буль, ок. 1860 г.г.
Мебель, созданная по образцам знаменитого парижского художника-краснодеревщика, снова вошла в моду во второй половине 19 столетия. Андре-Шарль Буль (1642-1732) работал при дворе короля Людовика XIV и был известен как гравюр, живописец, позолотчик, резчик по дереву. Но наибольшую всемирную популярность ему принесли предметы мебели. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.
Кукольный дом, хранящийся в музее, изображает типичный для того времени салон, поделенный на три части. Такие салоны можно было увидеть в эпоху индустриализации в домах зажиточных буржуа крупных городов.
Такие миниатюрные кукольные театры служили светским дамам для проведения времени в обществе. Они читали вслух отрывки из литературных произведений и разыгрывали некоторые пьесы по ролям. А служанки передвигали фигурки на сцене.
Вообще миниатюрные домики и комнаты отнюдь не были игрушкой в нашем смысле этого слова. Они являлись отражением социальной позиции в обществе, которую должна была в будущем занять девочка, и служили своебразным учебным пособием. Воспитание в доме и для дома, ведение хозяйства и правильный выход в свет - вот что несли в себе эти диковинки, которые девочки должны были созерцать, но которыми позволялось играть только несколько недель в году, как правило, в период до и после рождественских праздненств.
Было бы удивительно, если бы в коллекции Кобургского музея не было кукол его основательницы. Работы Карин Лосснитцер занимают в ней особое место - как дань уважения мастерству художницы и ее многолетним трудам по поиску интереснейших экспонатов. Этнические образы и характерные детки были любимым "коньком" кукольницы.
В витринах рядом с ее детишками часто соседствуют фигурки, привезенные Карин из путешествий и прекрасно сочетающиеся с ее экзотическими куклами.
Эттлингенский хор мальчиков - композиция, которую Карин Лоссницер создала после посещения церковной службы в Эттлингене. Самозатвердевающая масса для лепки, 1982 год.
В музее также хранятся некоторые из наград, которые Карин Лоссницер получила за свое творчество:
Приз имени Макса-Оскара-Арнольда 2008 года за творческое наследие автора.
Американский "кукольный оскар" - DOTY (Doll of the Year, Кукла года), 1991 год.
С 2006 года ответственность за музей переняла община города Кобург. С тем пор именно она заботится о сохранении и преумножении богатств этого уникального игрушечного мира. С октября 2007 года музеем руководит Кристина Шпиллер. Будучи ученым-культурологом, особое внимание она уделяет научному подходу в построении экспозиции музея: "Кукольный мир - это отражение социальной и культурной истории. Для меня речь здесь идет не только о ностальгии и безоблачном мире детства, связанных, как правило, с игрушками, но и о связи между игрушкой и человеком."
Тем более она радуется, когда музей получает в дар от частных лиц новые интересные игрушки, что происходит довольно часто. Примерно 300 экспонатов в год Кристина Шпиллер получает в посылках по почте. Не каждый из них подходит для экспозиции, но существуют и исключения: Примером этому является Эмма - кукла всемирно известного кукольного фабриканта Арманда Марселя (Armand Marseille), который в 1884 году купил кукольное производство в Зоннеберге (Тюрингия, Германия), а год спустя присовокупил к нему фарфоровую мануфактуру. Идеальная комбинация, которая быстро превратила предприятие в крупнейшее кукольное производство в мире.
Эмму вместе с подробным описанием своей собственной биографии и с просьбой о принятии куклы в музей прислала пожилая дама. Для Кристины Шпиллер это было счастливым случаем, который натолкнул ее на замечательную идею: теперь каждый месяц в музее выставляется "кукла месяца" - особенное сокровище из мира игрушек, которое сопровождается какой-нибудь личной историей или биографией дарителя.
Таким образом, Кобургский кукольный музей является самой большой коллекцией в Европе, каждый экспонат которой рано или поздно выставляется на всеобщее обозрение.
Бывают в Кобургском музее и "заезжие" гости. Некоторое время в нем экспонировалась группа фарфоровых кукол Хильдегард Гюнцель "Балет "Спящая красавица".
Но в истории музея были и печальные страницы. 27 мая 2012 года, когда в центре Кобурга, знаменитого своими историческими постройками с деревянными перекрытиями, разразился обширнейший пожар, здание очень сильно пострадало. Горящая крыша, тлеющие угли, стекающая по стенам вода, которой тушили огонь, превратили бОльшую часть музея в стойплощадку.
Вынесенные экспонаты сперва складывались в зале заседания находящегося по соседству здания муниципалитета, а затем в специальном эвакуационном подвале здания городского управления. И лишь потом, после восстановления музея, были перенесены обратно.
До 1 декабря 2012 года музей был полностью закрыт на ремонт, а потом постепенно стал открывать свои помещения, комнату за комнатой, посетителям. В благодарность многочисленным добровольцам, которые живо откликнулись во время несчастья и вынесли из задымленного музея более 2.000 кукол и игрушек, в одном из залов музея была организована специальная выставка, посвященная спасателям. Это были пожарные, сотрудники городских служб и просто небезразличные к судьбе городской достопримечательности соседи. Пожарные в защитных масках и противогазах выносили из здания коробки с игрушками и отдельных кукол и передавали их другим помощникам, которые уносили их в безопасное место.
Одну из комнат музея превратили на время в лазарет для пострадавших при пожаре. В комнате ожидания пациенты терпеливо ждут своей очереди. Каждый пришел на прием к кукольному доктору со своей проблемой: у кого отломался палец на руке, у кого образовалась трещина в голове, у кого помялся нос и поцарапалась щека. Но каждая из куколок благодарна своим спасителям-пожарным!
Самым тяжелым больным прописан постельный режим. В больничной палате они ожидают операции или же проходят реабилитационный период.
В Кобургском музее кукол регулярно принимает кукольный доктор, и любой желающий может привести на прием свою разболевшуюся детку.
Директор музея фрау Шпиллер рассказывает посетителям о пожаре и проделанной после него работе
Итак, продолжаем...
Карин Лосснитцер, понимая, что в кукольном мире зашифровано очень много примет культурной и социальной истории, всегда с большим трепетом относилась к кукольным домам и аксессуарам, воссоздававшим мельчайшие особенности ушедших времен, не фиксируемых порой ни одним историком. В Кобургском музее можно увидеть множество ценных экспонатов, по которым хоть отчасти можно восстановить прошлое: семейные и общественные традиции, моду, отношения между детьми и родителями, социальное расслоение.
Кукольный дом с мебелью в стиле Буль, ок. 1860 г.г.
Мебель, созданная по образцам знаменитого парижского художника-краснодеревщика, снова вошла в моду во второй половине 19 столетия. Андре-Шарль Буль (1642-1732) работал при дворе короля Людовика XIV и был известен как гравюр, живописец, позолотчик, резчик по дереву. Но наибольшую всемирную популярность ему принесли предметы мебели. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его работах невиданное ранее разнообразие. В своих работах Буль изящно сочетал разные сорта дерева, в том числе экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.
Кукольный дом, хранящийся в музее, изображает типичный для того времени салон, поделенный на три части. Такие салоны можно было увидеть в эпоху индустриализации в домах зажиточных буржуа крупных городов.
Такие миниатюрные кукольные театры служили светским дамам для проведения времени в обществе. Они читали вслух отрывки из литературных произведений и разыгрывали некоторые пьесы по ролям. А служанки передвигали фигурки на сцене.
Вообще миниатюрные домики и комнаты отнюдь не были игрушкой в нашем смысле этого слова. Они являлись отражением социальной позиции в обществе, которую должна была в будущем занять девочка, и служили своебразным учебным пособием. Воспитание в доме и для дома, ведение хозяйства и правильный выход в свет - вот что несли в себе эти диковинки, которые девочки должны были созерцать, но которыми позволялось играть только несколько недель в году, как правило, в период до и после рождественских праздненств.
Было бы удивительно, если бы в коллекции Кобургского музея не было кукол его основательницы. Работы Карин Лосснитцер занимают в ней особое место - как дань уважения мастерству художницы и ее многолетним трудам по поиску интереснейших экспонатов. Этнические образы и характерные детки были любимым "коньком" кукольницы.
В витринах рядом с ее детишками часто соседствуют фигурки, привезенные Карин из путешествий и прекрасно сочетающиеся с ее экзотическими куклами.
Эттлингенский хор мальчиков - композиция, которую Карин Лоссницер создала после посещения церковной службы в Эттлингене. Самозатвердевающая масса для лепки, 1982 год.
В музее также хранятся некоторые из наград, которые Карин Лоссницер получила за свое творчество:
Приз имени Макса-Оскара-Арнольда 2008 года за творческое наследие автора.
Американский "кукольный оскар" - DOTY (Doll of the Year, Кукла года), 1991 год.
С 2006 года ответственность за музей переняла община города Кобург. С тем пор именно она заботится о сохранении и преумножении богатств этого уникального игрушечного мира. С октября 2007 года музеем руководит Кристина Шпиллер. Будучи ученым-культурологом, особое внимание она уделяет научному подходу в построении экспозиции музея: "Кукольный мир - это отражение социальной и культурной истории. Для меня речь здесь идет не только о ностальгии и безоблачном мире детства, связанных, как правило, с игрушками, но и о связи между игрушкой и человеком."
Тем более она радуется, когда музей получает в дар от частных лиц новые интересные игрушки, что происходит довольно часто. Примерно 300 экспонатов в год Кристина Шпиллер получает в посылках по почте. Не каждый из них подходит для экспозиции, но существуют и исключения: Примером этому является Эмма - кукла всемирно известного кукольного фабриканта Арманда Марселя (Armand Marseille), который в 1884 году купил кукольное производство в Зоннеберге (Тюрингия, Германия), а год спустя присовокупил к нему фарфоровую мануфактуру. Идеальная комбинация, которая быстро превратила предприятие в крупнейшее кукольное производство в мире.
Эмму вместе с подробным описанием своей собственной биографии и с просьбой о принятии куклы в музей прислала пожилая дама. Для Кристины Шпиллер это было счастливым случаем, который натолкнул ее на замечательную идею: теперь каждый месяц в музее выставляется "кукла месяца" - особенное сокровище из мира игрушек, которое сопровождается какой-нибудь личной историей или биографией дарителя.
Таким образом, Кобургский кукольный музей является самой большой коллекцией в Европе, каждый экспонат которой рано или поздно выставляется на всеобщее обозрение.
Бывают в Кобургском музее и "заезжие" гости. Некоторое время в нем экспонировалась группа фарфоровых кукол Хильдегард Гюнцель "Балет "Спящая красавица".
Но в истории музея были и печальные страницы. 27 мая 2012 года, когда в центре Кобурга, знаменитого своими историческими постройками с деревянными перекрытиями, разразился обширнейший пожар, здание очень сильно пострадало. Горящая крыша, тлеющие угли, стекающая по стенам вода, которой тушили огонь, превратили бОльшую часть музея в стойплощадку.
Вынесенные экспонаты сперва складывались в зале заседания находящегося по соседству здания муниципалитета, а затем в специальном эвакуационном подвале здания городского управления. И лишь потом, после восстановления музея, были перенесены обратно.
До 1 декабря 2012 года музей был полностью закрыт на ремонт, а потом постепенно стал открывать свои помещения, комнату за комнатой, посетителям. В благодарность многочисленным добровольцам, которые живо откликнулись во время несчастья и вынесли из задымленного музея более 2.000 кукол и игрушек, в одном из залов музея была организована специальная выставка, посвященная спасателям. Это были пожарные, сотрудники городских служб и просто небезразличные к судьбе городской достопримечательности соседи. Пожарные в защитных масках и противогазах выносили из здания коробки с игрушками и отдельных кукол и передавали их другим помощникам, которые уносили их в безопасное место.
Одну из комнат музея превратили на время в лазарет для пострадавших при пожаре. В комнате ожидания пациенты терпеливо ждут своей очереди. Каждый пришел на прием к кукольному доктору со своей проблемой: у кого отломался палец на руке, у кого образовалась трещина в голове, у кого помялся нос и поцарапалась щека. Но каждая из куколок благодарна своим спасителям-пожарным!
Самым тяжелым больным прописан постельный режим. В больничной палате они ожидают операции или же проходят реабилитационный период.
В Кобургском музее кукол регулярно принимает кукольный доктор, и любой желающий может привести на прием свою разболевшуюся детку.
Директор музея фрау Шпиллер рассказывает посетителям о пожаре и проделанной после него работе
Неоднократные мои посещения Кобургского кукольного музея (да и не только его, а всех подобных "хранилищ" исторической памяти) подвели меня ко многим размышлениям. Это так приятно видеть, когда люди хранят традиции и бережно относятся к тем немногим свидетельствам о былом, которые им посчастливилось унаследовать! Когда люди не только ценят свое прошлое, но и учатся на нем, это достойно уважения и повторения!
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |