Сказочная миниатюра из маленькой сказочной страны. Семейный творческий дуэт Ирины и Геннадия Ефимовых.
28.11.2014На берегу Балтийского моря есть одна маленькая волшебная страна, а в ней - маленький и уютный сказочный город с острыми шпилями, старой крепостью и узкими мощеными улочками, по которым цокали копыта лошадей трех мушкетеров. И в этом сказочном маленьком городе живет удивительная семейная пара, которая создает сказочные маленькие вещицы.
Ирина и Геннадий Ефимовы известны уже далеко за пределами своей страны - их работы живут у коллекционеров в Америке, Европе и Азии. И мне, как большому поклоннику миниатюры, вдвойне приятно рассказать гостям нашего сайта о творчестве этих удивительно талантливых людей и познакомить вас поближе с их работами.
За двоих рассказывает Ирина Ефимова.
Ольга Галант: Как у тебя вообще возник интерес к миниатюрной мебели?
Ирина Ефимова: Любовь и интерес к куклам и кукольной мебели у нас с мужем появился, когда дочке исполнилось 3 года, и она стала играть с куклами в дочки- матери. Я вязала и шила для кукол, муж делал что-то из дерева. А потом случайно я набрела кукольный форум и все... Через 3 месяца у меня появилась первая коллекционная кукла Хайди Плюсцок. Потом уже возникла необходимость делать для кукол какие-то аксессуары. Когда стали появляться куклы БЖД или просто куклы, которых не хотелось ставить на подставку, захотелось купить мебель. Я стала изучать рынок, но чего-то подходящего для себя не нашла. И пришла к выходу, что нужно просто взять и сделать самой! Муж сначала сказал категорически: "Сама!" А потом потихонечку втянулся. Сначала он помогал мне немного с мебелью, а затем начал делать какие-то маленькие вещи. И когда у него стало получаться с миниатюрой, он полностью ушел в нее, а я вот осталась в мебели.
О.Г.: То есть ты его тоже, можно сказать, "втянула", или он и раньше увлекался?
И.Е.: Никогда! Ничем! Он просто после того, как мы стали делать мебель, в том числе на заказ, как-то сказал: "Хочу сделать маленькую обезьянку!" Я подумала, что чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Пусть делает! Я же не знала, во что это превратится и что он меня бросит! (смеется) Вдвоем было очень комфортно все делать. Мы сидели, обсуждали, как разобрать на составные части, как сделать то, как это. Когда мужчина участвует в процессе, оно проще. Сейчас он мне, конечно, тоже помогает в каких-то сложных вещах, например, крепления прикручивает... Или мне нужны были шахматы для задумки, он мне шахматы выточил. В общем, помогает.
О.Г.: Это здорово, когда людей в семье объединяет еще какой-то дополнительный, общий интерес! А ты, как я поняла, нигде ремеслу краснодеревщика не обучалась?
И.Е.: Только в художественную школу ходила в детстве. Я, наверное, больше занималась рукоделием. Но это было не на уровне кружка (в кружок я ходила только по шитью), а на уровне моей... няни. У меня была очень рукодельная няня! Эта была просто пожилая женщина из соседнего подъезда, которая сидела со мной и моим братом, когда родители работали в вечернюю или ночную смену.
Это все пошло от нее - вязание, шитье... Мама у меня обладала очень скромными способностями. А эта пожилая женщина-эстонка была мне как бабушка. Мы ее поздравляли на все праздники. И с моим эстонским она мне тоже очень помогла. Моя родная бабушка тоже была эстонкой, но не стало, когда мне был годик. Поэтому язык я учила с няней.
О.Г.: А как вообще делается миниатюрная мебель?
И.Е.: Как человеческая! Все корифеи миниатюры создают свои работы как человеческую мебель! Это копия в уменьшенном масштабе. Поэтому у меня дома лежат стопки книг по изготовлению взрослой мебели. Для миниатюры таких книг на русском просто нет. В миниатюре нельзя пренебрегать правилами построения обычной мебели. Если миниатюрную мебель сделать так, чтобы только казалось, что она настоящая, то это не пройдет. Тут все детали точно так же, как и с настоящей мебелью, нужно делать отдельно: ножки, перекладинкиы, крепления...
О.Г.: Ты пользуешься какими-то миниатюрными гвоздиками или какими-нибудь специальными креплениями?
И.Е.: Шурупы здесь не применимы. Шурупы используют для изготовления современной мебели. Шурупы или гвозди могут применяться только для крепления металлических украшений, ручек.
Обивка у меня тоже настоящая. Я ее искала, наверное, года два, мучилась. И нашла ее в Австрии, в Вене, в магазине мебельной обивки Bidermaier. Когда я ее увидела, у меня просто нервное расстройство случилось. Мне хотелось купить весь магазин! Но меня снова хватил удар, когда я узнала, сколько все это стоит! Я смотрела с надеждой на своего родственника, который переводил мне с немецкого. И все надеялась, что мне показалось. Метр стоил 130 евро!.. Это ведь маленькое производство, которое воссоздает исторические ткани. Это нереально красиво! И очень подходит для миниатюры: ткани очень деликатные, тонкие, хорошо натягиваются. И с достаточно мелким рисунком: бывает, раппорт длинной не более 1-1,5 см.
О.Г.: А само дерево вы откуда берете?
И.Е.: В основном, мы пользуемся эстонским дубом. Вообще у нас страна северная, деревья растут очень медленно. И древесный рисунок из-за этого получается крайне мелкий, что опять же очень подходит для кукольной мебели. У березы вообще очень деликатный рисунок. Его, можно сказать, практически нет, такой он размытый. Но в то же время всегда можно понять, что это береза, потому что древесина очень блестящая. А все ценные породы дерева я заказываю из Америки. Это, конечно, дорого, но формат у нас маленький, поэтому можно покупать. В Эстонии найти их просто невозможно. Я допускаю, что если я очень постараюсь, то может быть и найду красное дерево, но не зеленое. Даже заграницей его встречаешь очень редко.
Это далеко не все породы дерева, которые Ирина и ее муж Геннадий используют в своей работе. В центре - зеленое дерево жизни - Lignum Vitae. Также творческая пара из Эстонии применяют бук, тик, клен, березу, орех, падук, кумару, венге, тигровое дерево, леопардовое дерево и т.д. и т.п.
Зеленое дерево - это дерево жизни или каменное дерево. У него очень плотная древесина, оно тонет в воде. Древесина у него реально зеленого цвета, причем если его положить на солнце, то оно зеленеет еще больше. У него может быть спектр от песочно-коричневого до капитально елочно-зеленого. Мы просто как-то заметили, что если сразу опилки на балконе не уберешь, то через час-два они становятся прямо-таки реактивными! И мы стали целые бруски этого дерева держать перед обработкой на солнечном свете, чтобы они еще больше позеленели. Мебель из него мы, конечно, не делаем. Это было бы безумно дорого. Но когда в миниатюре нужно сделать травку, листики - здесь мы используем именно зеленое дерево.
А для более крупной мебели используем шпон, т.е. тончайшие срезы ценных пород дерева. Рисунок здесь как бы набирается из разных пластинок - сперва в "рубашку", а потом шпонируется. Так, в принципе, создавали мебель и раньше. Отдельные предметы делали из более дешевых пород дерева, из той же самой сосны, которые шпонировались или, как еще говорят, фанеровались, верхним слоем из благородных пород.
Шпон используется в маркетри. Это очень сложная работа, но такая вещь получается очень эффектной и неповторимой.
Я понимаю, что такая мебель доступна не всем. Но она все равно останется в моем репертуаре. Хотя бы из любви к искусству. Мне очень интересно изобретать разнообразные приспособления для изготовления такой мебели, изучать чертежи и книги по ее истории. Думаю, что в перспективе будет мебель даже с элементами маркетри (наборные рисунки из шпона). Обозначим такую мебель модным словом VIP.
Мебель попроще тоже будет. В ближайшем будущем я планирую разработать мебель более бюджетную и доступную не самому богатому покупателю. Но до табуреток я "опускаться" не собираюсь. Это будет, тем не менее, очень красивая и интересная мебель! Разумеется, хочется делать мебель и для вихтелей, милую и сказочную.
О.Г.: А инструменты для обработки дерева можно купить в обычных хозяйственных магазинах?
И.Е.: Нет. Вообще это целая сеть, которая продает приспособления для миниатюристов, конкретно - даже более судомоделистов (их просто, наверное, больше, чем миниатюристов). На обычных приспособлениях обтачивать маленькие детали слишком рискованно.
В изготовлении человеческой мебели используются специальные копировальные машины, т.е. одна машина по рисунку ведет, а вторая режет. У нас же с миниатюрой это не получится, здесь очень многое приходится делать вручную. Чтобы сделать что-то сложное с нуля, одному человеку понадобится неделя. И то, если ты знаешь, что ты будешь делать, если есть наметки. А по первости оно с бОльшим скрипом идет, пока происходит разработка модели.
О.Г.: На немецких выставках встречается довольно много миниатюры, но совершенно разного уровня. Я помню, как вздыхала и нарезала круги вокруг с витриной, в которой был выставлен изумительный, изящнейший французский гарнитур миниатюрной мебели с эмалью за 1.000 евро. В то же самое время можно встретить и обычный ширпотреб. Сейчас разброс особенно широк...
И.Е.: Если взять китайскую миниатюру, издалека она смотрится красиво, а когда в руки возьмешь, хочется сразу обратно поставить. А на французских выставках (я там сама не была, только фотографии видела), если стоит шкаф за 700 евро, то, думаю, он того и стОит. И если бы я его в руки взяла, то наверняка умерла бы от восторга! Как и с куклами. Вот, например, Николь Маршоллек-Менцнер, она все это под крылом у себя держит, поэтому и качество соответствующее, а кто приехал в Китай, так и качество соответствующее стало. Это, по моему мнению, большая беда всех кукольников, потому что их эксклюзивность Китаем портится. Не дотягивает у них качество по-любому. Закупают они какого-то художника или он их закупает - и все куда-то скатывается. Когда что-то делается вручную, это совсем другое. Даже если здесь и есть "косяки", то они ручные!
О.Г.: Как ты работаешь: на заказ или же продаешь уже готовые изделия, свои, фантазийные?
И.Е.: Я создаю пока то, что я хочу. Пока мои заказчики на мою наглость соглашаются... (смеется) Обычно я показываю им фотографии из книг, из интернета, если я где-то что-то интересное нашла и увидела, и, наверное, своим энтузиазмом подсказываю им. И они загораются моей идеей! Мне нужно творить то, что мне нравится. Если мне пришлют заказ и скажут, что я хочу вот это и это, с полным перечнем, у меня сразу все потухнет и творчество завянет на корню. Мои клиенты, на мое счастье, доверяют мне и им нравится мой вкус. Есть даже два покупателя, которые согласны не видеть изделие до того момента, пока оно не будет готово. Это были мои самые первые клиенты, которые сделали заказ, как только я сказала, что хочу делать мебель.
Иногда я просто показываю модели, варианты тканей, а заказчик выбирает, что он хочет. Но если его решение мне не очень нравится и я вижу, что это будет не очень хорошо смотреться, то я стараюсь ему это отсоветовать. Ведь если я сделаю так, как хочет он, то я не смогу подписаться под своей работой. Я не хочу делать такую мебель, за которую мне будет стыдно. Раз я подписываюсь, значит, это должна быть часть меня. И мне, безусловно, приятней иметь дело с клиентом, который, раз он ко мне обращается, мне доверяет.
Если у тебя над душой стоит человек, когда ты пишешь картину, и говорит постоянно: вот здесь мне это пририсуйте, здесь то, что бы в итоге получилось? Художника душить нельзя! Ничего хорошего из этого не выйдет. Но есть клиенты, с которыми мне интересно работать, к которым я прислушуваюсь, их мнение влияет на мое. С ними мы должны прийти к общему знаменателю. И в итоге получается вещь, которая мне тоже очень нравится! Я проникаюсь их идеей, пробую новые материалы, новые краски. Например, белая мебель была для меня новой. Я не люблю закрашивать мебель, чтобы было не видно дерева. Но мы договорились, что краска будет прозрачной, морилка, и рисунок дерева будет проглядывать. Что-то в стиле прованс. И вот получилась эта Алисинская тумбочка. ...Хотя я так тянула одеяло на коричневый цвет, но мне не удалось. Девушка просто поклонник всего светлого и фанат Алисы.
У меня очень часто бывает так, что я начинаю вязать зеленое платье, а получается красное в горошек. То же самое и с мебелью. Я не умею копировать. Для меня это смерть. Вот с одеждой я, например, черпаю вдохновению в природе и копирую ее. Если мне нужно вдохновение, я беру фотографии цветов, полян, деревьев. В мебели я, конечно, опираюсь на какие-то общеизвестные формы. Я беру энциклопедию мебели и стараюсь понять, какую форму я хочу создать. Потому что все равно есть какие-то стандартные части. Форму я могу скопировать, но цвет и обивка будут все равно другими. Я все равно всегда чуть-чуть что-то изменяю.
А Гена (муж) вообще ничего не копирует, все придумывает сам. При изготовлении миниатюр он использует около 30 пород деревьев, и все буйство красок в его работах - это натуральный цвет древесины. Но если это что-то известное типа Винни-Пуха, то, конечно, он изучает книги и материалы, по которым он потом будет работать. Например, в серии Винни-Пуха он делал дом Винни-Пуха и дом Совы как в мультфильме, а дом Кролика придумал, потому что у Кролика была просто нора.
Он сидит себе потихонечку на кухне, рисует, перед ним лежит белый лист бумаги, и он что-то на нем чирикает, какие-то загогулины. Хотя тоже просто как любитель, занимался немного рисованием, ни на какие курсы и кружки не ходил. А ведь сделать мышь ростом 7 мм, у которой руки и ноги движутся, - это далеко не каждый может! А когда он сделал чайничек высотой 2 см с клубничной аппликацией на нем - ягодками и листочками! Меня чуть кондратий не хватил! Там даже все переходики, все усики у клубнички были сделаны! Все носы у ежиков не нарисованы, а делаются отдельно, вырезается такой орех и насаживается. При этом он самоучка! это никак не связано с его основной профессией.
Я, конечно, бываю иногда немного вредная, немножко его критикую. Говорю, мол, вот здесь что-то не так. А он мне в ответ: "Фимо девушка идите покупать" (смеется)
У него уже есть свои постоянные клиенты в Америке, Германии и других странах, но заказы он, как правило, не берет. И у него есть маленький "пунктик" - ему очень важно, кто покупает его работы!
И у него теперь вечно поцарапанные и порезанные руки. Работает режущим инструментом очень близко к пальцам.
А вообще мне бы хотелось заполучить себе в помощники моего брата! Но у него хорошая работа, и боюсь, это нереально. Хотя его очень интересует миниатюрная мебель! Он очень загорелся идеей!
Это человек, который, по сути, подтолкнул меня к осуществлению моей мечты - пойти делать мебель. Со мной всю мою жизнь был под боком человек, который все время что-то пилил, строгал, вытачивал на станках... Я всю жизнь вязала, а он все время что-то мастерил! Брат еще в детстве делал вещи из натурального дерева, бруски он собирал в лесу. Потом мы это дерево варили и сушили. Это для того, чтобы изделие потом не трескалось. Когда он в 16 лет сделал мебельный гарнитур себе в комнату, мама сначала в обморок упала, когда он выбрасывал старую мебель, а потом два-три года всем рассказывала, что "сыночка сам сделал!" и водила всех с экскурсией!
О.Г.: Потрясающе! Вот с чего надо было начинать! А ты говоришь: все без предыстории! Тут же живой позитивный пример!
И.Е.: У нас родители вообще не душили никогда эту творческую жилку! Они мне всегда покупали дорогущие нитки и любые приспособления, которые мне были нужны. Что мы не могли купить - мне, например, нужны были челночки для фриволите, - мне брат сделал из дерева.
Я сделала первый предмет мебели в 10 лет. Я очень долго играла в куклы, и мне захотелось кроватку-качалку. Папа наотрез отказался ее делать, но фанеру и лобзик выделил. Я составила чертеж, перевела все это на фанеру. Выпилила примерно одну пятую часть, переломав почти все пилки. Потом у папы нервы сдали, и он помог мне выпилить все детали до конца. Кроватка была очень красивая, с резным краем.
У нас все время это было в семье. Хотя родители в этом плане сами ничего никогда не умели.
О.Г.: Мне практически такими же словами рассказывала о своем детстве Роземария! Родительская поддержка здесь очень важна!
И.Е.: В меня даже мама поверила! Родителям вообще было очень сложно принять, что я бросаю работу в банке. Кому расскажу об этом, подумают, что я психически больная! У меня зарплата была выше средней по Эстонии. И когда я об этом говорю, меня спрашивают: "Сама ушла?!!" Я говорю: "Да!" Не хотели, чтобы уходила. А с другой стороны, я, конечно же, должна благодарить мою прежнюю работу в банке за то, что она дала мне возможность приобретать кукол, технику, книги.
Хотя мои куколки сидят на том, на чем сидят. (смеется) Мне подарили кашпо для цветов в виде скамейки. Оно было на кошмарных металлических ножках, и я сделала для него ножки из дуба, сиденье из реек - и вот у меня такая скамейка! Больше у меня ничего и нет!
О.Г.: Сапожник без сапог!
И.Е.: А я же начинала с благими намерениями сделать что-то для себя... Времени не хватает. К тому же я хочу развиваться. Мне один клиент, например, заказал антикварную кроватку-качалку. От одной мысли, что мне ее надо будет делать, в обморок упасть хотелось. А надо! Надо сидеть, думать, как ее сделать. Она очень сложная. Но если я ее сделаю, у меня будет такой уровень удовлетворения! Это все время как повышение квалификации!
Кроме потрясающей миниатюрной мебели Ирина создает вязаные игрушки, одежду для кукол и многое другое.
С работами художницы можно познакомиться на ее сайте: https://creatonteam.weebly.com/
Ирину Ефимову, а также ее работы и миниатюры ее супруга можно будет увидеть на выставке "Искусство Куклы" 12-14 декабря на нашем стенде!
Ирина и Геннадий Ефимовы известны уже далеко за пределами своей страны - их работы живут у коллекционеров в Америке, Европе и Азии. И мне, как большому поклоннику миниатюры, вдвойне приятно рассказать гостям нашего сайта о творчестве этих удивительно талантливых людей и познакомить вас поближе с их работами.
За двоих рассказывает Ирина Ефимова.
Ольга Галант: Как у тебя вообще возник интерес к миниатюрной мебели?
Ирина Ефимова: Любовь и интерес к куклам и кукольной мебели у нас с мужем появился, когда дочке исполнилось 3 года, и она стала играть с куклами в дочки- матери. Я вязала и шила для кукол, муж делал что-то из дерева. А потом случайно я набрела кукольный форум и все... Через 3 месяца у меня появилась первая коллекционная кукла Хайди Плюсцок. Потом уже возникла необходимость делать для кукол какие-то аксессуары. Когда стали появляться куклы БЖД или просто куклы, которых не хотелось ставить на подставку, захотелось купить мебель. Я стала изучать рынок, но чего-то подходящего для себя не нашла. И пришла к выходу, что нужно просто взять и сделать самой! Муж сначала сказал категорически: "Сама!" А потом потихонечку втянулся. Сначала он помогал мне немного с мебелью, а затем начал делать какие-то маленькие вещи. И когда у него стало получаться с миниатюрой, он полностью ушел в нее, а я вот осталась в мебели.
О.Г.: То есть ты его тоже, можно сказать, "втянула", или он и раньше увлекался?
И.Е.: Никогда! Ничем! Он просто после того, как мы стали делать мебель, в том числе на заказ, как-то сказал: "Хочу сделать маленькую обезьянку!" Я подумала, что чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Пусть делает! Я же не знала, во что это превратится и что он меня бросит! (смеется) Вдвоем было очень комфортно все делать. Мы сидели, обсуждали, как разобрать на составные части, как сделать то, как это. Когда мужчина участвует в процессе, оно проще. Сейчас он мне, конечно, тоже помогает в каких-то сложных вещах, например, крепления прикручивает... Или мне нужны были шахматы для задумки, он мне шахматы выточил. В общем, помогает.
О.Г.: Это здорово, когда людей в семье объединяет еще какой-то дополнительный, общий интерес! А ты, как я поняла, нигде ремеслу краснодеревщика не обучалась?
И.Е.: Только в художественную школу ходила в детстве. Я, наверное, больше занималась рукоделием. Но это было не на уровне кружка (в кружок я ходила только по шитью), а на уровне моей... няни. У меня была очень рукодельная няня! Эта была просто пожилая женщина из соседнего подъезда, которая сидела со мной и моим братом, когда родители работали в вечернюю или ночную смену.
Это все пошло от нее - вязание, шитье... Мама у меня обладала очень скромными способностями. А эта пожилая женщина-эстонка была мне как бабушка. Мы ее поздравляли на все праздники. И с моим эстонским она мне тоже очень помогла. Моя родная бабушка тоже была эстонкой, но не стало, когда мне был годик. Поэтому язык я учила с няней.
О.Г.: А как вообще делается миниатюрная мебель?
И.Е.: Как человеческая! Все корифеи миниатюры создают свои работы как человеческую мебель! Это копия в уменьшенном масштабе. Поэтому у меня дома лежат стопки книг по изготовлению взрослой мебели. Для миниатюры таких книг на русском просто нет. В миниатюре нельзя пренебрегать правилами построения обычной мебели. Если миниатюрную мебель сделать так, чтобы только казалось, что она настоящая, то это не пройдет. Тут все детали точно так же, как и с настоящей мебелью, нужно делать отдельно: ножки, перекладинкиы, крепления...
О.Г.: Ты пользуешься какими-то миниатюрными гвоздиками или какими-нибудь специальными креплениями?
И.Е.: Шурупы здесь не применимы. Шурупы используют для изготовления современной мебели. Шурупы или гвозди могут применяться только для крепления металлических украшений, ручек.
Обивка у меня тоже настоящая. Я ее искала, наверное, года два, мучилась. И нашла ее в Австрии, в Вене, в магазине мебельной обивки Bidermaier. Когда я ее увидела, у меня просто нервное расстройство случилось. Мне хотелось купить весь магазин! Но меня снова хватил удар, когда я узнала, сколько все это стоит! Я смотрела с надеждой на своего родственника, который переводил мне с немецкого. И все надеялась, что мне показалось. Метр стоил 130 евро!.. Это ведь маленькое производство, которое воссоздает исторические ткани. Это нереально красиво! И очень подходит для миниатюры: ткани очень деликатные, тонкие, хорошо натягиваются. И с достаточно мелким рисунком: бывает, раппорт длинной не более 1-1,5 см.
О.Г.: А само дерево вы откуда берете?
И.Е.: В основном, мы пользуемся эстонским дубом. Вообще у нас страна северная, деревья растут очень медленно. И древесный рисунок из-за этого получается крайне мелкий, что опять же очень подходит для кукольной мебели. У березы вообще очень деликатный рисунок. Его, можно сказать, практически нет, такой он размытый. Но в то же время всегда можно понять, что это береза, потому что древесина очень блестящая. А все ценные породы дерева я заказываю из Америки. Это, конечно, дорого, но формат у нас маленький, поэтому можно покупать. В Эстонии найти их просто невозможно. Я допускаю, что если я очень постараюсь, то может быть и найду красное дерево, но не зеленое. Даже заграницей его встречаешь очень редко.
Это далеко не все породы дерева, которые Ирина и ее муж Геннадий используют в своей работе. В центре - зеленое дерево жизни - Lignum Vitae. Также творческая пара из Эстонии применяют бук, тик, клен, березу, орех, падук, кумару, венге, тигровое дерево, леопардовое дерево и т.д. и т.п.
Зеленое дерево - это дерево жизни или каменное дерево. У него очень плотная древесина, оно тонет в воде. Древесина у него реально зеленого цвета, причем если его положить на солнце, то оно зеленеет еще больше. У него может быть спектр от песочно-коричневого до капитально елочно-зеленого. Мы просто как-то заметили, что если сразу опилки на балконе не уберешь, то через час-два они становятся прямо-таки реактивными! И мы стали целые бруски этого дерева держать перед обработкой на солнечном свете, чтобы они еще больше позеленели. Мебель из него мы, конечно, не делаем. Это было бы безумно дорого. Но когда в миниатюре нужно сделать травку, листики - здесь мы используем именно зеленое дерево.
А для более крупной мебели используем шпон, т.е. тончайшие срезы ценных пород дерева. Рисунок здесь как бы набирается из разных пластинок - сперва в "рубашку", а потом шпонируется. Так, в принципе, создавали мебель и раньше. Отдельные предметы делали из более дешевых пород дерева, из той же самой сосны, которые шпонировались или, как еще говорят, фанеровались, верхним слоем из благородных пород.
Шпон используется в маркетри. Это очень сложная работа, но такая вещь получается очень эффектной и неповторимой.
Я понимаю, что такая мебель доступна не всем. Но она все равно останется в моем репертуаре. Хотя бы из любви к искусству. Мне очень интересно изобретать разнообразные приспособления для изготовления такой мебели, изучать чертежи и книги по ее истории. Думаю, что в перспективе будет мебель даже с элементами маркетри (наборные рисунки из шпона). Обозначим такую мебель модным словом VIP.
Мебель попроще тоже будет. В ближайшем будущем я планирую разработать мебель более бюджетную и доступную не самому богатому покупателю. Но до табуреток я "опускаться" не собираюсь. Это будет, тем не менее, очень красивая и интересная мебель! Разумеется, хочется делать мебель и для вихтелей, милую и сказочную.
О.Г.: А инструменты для обработки дерева можно купить в обычных хозяйственных магазинах?
И.Е.: Нет. Вообще это целая сеть, которая продает приспособления для миниатюристов, конкретно - даже более судомоделистов (их просто, наверное, больше, чем миниатюристов). На обычных приспособлениях обтачивать маленькие детали слишком рискованно.
В изготовлении человеческой мебели используются специальные копировальные машины, т.е. одна машина по рисунку ведет, а вторая режет. У нас же с миниатюрой это не получится, здесь очень многое приходится делать вручную. Чтобы сделать что-то сложное с нуля, одному человеку понадобится неделя. И то, если ты знаешь, что ты будешь делать, если есть наметки. А по первости оно с бОльшим скрипом идет, пока происходит разработка модели.
О.Г.: На немецких выставках встречается довольно много миниатюры, но совершенно разного уровня. Я помню, как вздыхала и нарезала круги вокруг с витриной, в которой был выставлен изумительный, изящнейший французский гарнитур миниатюрной мебели с эмалью за 1.000 евро. В то же самое время можно встретить и обычный ширпотреб. Сейчас разброс особенно широк...
И.Е.: Если взять китайскую миниатюру, издалека она смотрится красиво, а когда в руки возьмешь, хочется сразу обратно поставить. А на французских выставках (я там сама не была, только фотографии видела), если стоит шкаф за 700 евро, то, думаю, он того и стОит. И если бы я его в руки взяла, то наверняка умерла бы от восторга! Как и с куклами. Вот, например, Николь Маршоллек-Менцнер, она все это под крылом у себя держит, поэтому и качество соответствующее, а кто приехал в Китай, так и качество соответствующее стало. Это, по моему мнению, большая беда всех кукольников, потому что их эксклюзивность Китаем портится. Не дотягивает у них качество по-любому. Закупают они какого-то художника или он их закупает - и все куда-то скатывается. Когда что-то делается вручную, это совсем другое. Даже если здесь и есть "косяки", то они ручные!
О.Г.: Как ты работаешь: на заказ или же продаешь уже готовые изделия, свои, фантазийные?
И.Е.: Я создаю пока то, что я хочу. Пока мои заказчики на мою наглость соглашаются... (смеется) Обычно я показываю им фотографии из книг, из интернета, если я где-то что-то интересное нашла и увидела, и, наверное, своим энтузиазмом подсказываю им. И они загораются моей идеей! Мне нужно творить то, что мне нравится. Если мне пришлют заказ и скажут, что я хочу вот это и это, с полным перечнем, у меня сразу все потухнет и творчество завянет на корню. Мои клиенты, на мое счастье, доверяют мне и им нравится мой вкус. Есть даже два покупателя, которые согласны не видеть изделие до того момента, пока оно не будет готово. Это были мои самые первые клиенты, которые сделали заказ, как только я сказала, что хочу делать мебель.
Иногда я просто показываю модели, варианты тканей, а заказчик выбирает, что он хочет. Но если его решение мне не очень нравится и я вижу, что это будет не очень хорошо смотреться, то я стараюсь ему это отсоветовать. Ведь если я сделаю так, как хочет он, то я не смогу подписаться под своей работой. Я не хочу делать такую мебель, за которую мне будет стыдно. Раз я подписываюсь, значит, это должна быть часть меня. И мне, безусловно, приятней иметь дело с клиентом, который, раз он ко мне обращается, мне доверяет.
Если у тебя над душой стоит человек, когда ты пишешь картину, и говорит постоянно: вот здесь мне это пририсуйте, здесь то, что бы в итоге получилось? Художника душить нельзя! Ничего хорошего из этого не выйдет. Но есть клиенты, с которыми мне интересно работать, к которым я прислушуваюсь, их мнение влияет на мое. С ними мы должны прийти к общему знаменателю. И в итоге получается вещь, которая мне тоже очень нравится! Я проникаюсь их идеей, пробую новые материалы, новые краски. Например, белая мебель была для меня новой. Я не люблю закрашивать мебель, чтобы было не видно дерева. Но мы договорились, что краска будет прозрачной, морилка, и рисунок дерева будет проглядывать. Что-то в стиле прованс. И вот получилась эта Алисинская тумбочка. ...Хотя я так тянула одеяло на коричневый цвет, но мне не удалось. Девушка просто поклонник всего светлого и фанат Алисы.
У меня очень часто бывает так, что я начинаю вязать зеленое платье, а получается красное в горошек. То же самое и с мебелью. Я не умею копировать. Для меня это смерть. Вот с одеждой я, например, черпаю вдохновению в природе и копирую ее. Если мне нужно вдохновение, я беру фотографии цветов, полян, деревьев. В мебели я, конечно, опираюсь на какие-то общеизвестные формы. Я беру энциклопедию мебели и стараюсь понять, какую форму я хочу создать. Потому что все равно есть какие-то стандартные части. Форму я могу скопировать, но цвет и обивка будут все равно другими. Я все равно всегда чуть-чуть что-то изменяю.
А Гена (муж) вообще ничего не копирует, все придумывает сам. При изготовлении миниатюр он использует около 30 пород деревьев, и все буйство красок в его работах - это натуральный цвет древесины. Но если это что-то известное типа Винни-Пуха, то, конечно, он изучает книги и материалы, по которым он потом будет работать. Например, в серии Винни-Пуха он делал дом Винни-Пуха и дом Совы как в мультфильме, а дом Кролика придумал, потому что у Кролика была просто нора.
Он сидит себе потихонечку на кухне, рисует, перед ним лежит белый лист бумаги, и он что-то на нем чирикает, какие-то загогулины. Хотя тоже просто как любитель, занимался немного рисованием, ни на какие курсы и кружки не ходил. А ведь сделать мышь ростом 7 мм, у которой руки и ноги движутся, - это далеко не каждый может! А когда он сделал чайничек высотой 2 см с клубничной аппликацией на нем - ягодками и листочками! Меня чуть кондратий не хватил! Там даже все переходики, все усики у клубнички были сделаны! Все носы у ежиков не нарисованы, а делаются отдельно, вырезается такой орех и насаживается. При этом он самоучка! это никак не связано с его основной профессией.
Я, конечно, бываю иногда немного вредная, немножко его критикую. Говорю, мол, вот здесь что-то не так. А он мне в ответ: "Фимо девушка идите покупать" (смеется)
У него уже есть свои постоянные клиенты в Америке, Германии и других странах, но заказы он, как правило, не берет. И у него есть маленький "пунктик" - ему очень важно, кто покупает его работы!
И у него теперь вечно поцарапанные и порезанные руки. Работает режущим инструментом очень близко к пальцам.
А вообще мне бы хотелось заполучить себе в помощники моего брата! Но у него хорошая работа, и боюсь, это нереально. Хотя его очень интересует миниатюрная мебель! Он очень загорелся идеей!
Это человек, который, по сути, подтолкнул меня к осуществлению моей мечты - пойти делать мебель. Со мной всю мою жизнь был под боком человек, который все время что-то пилил, строгал, вытачивал на станках... Я всю жизнь вязала, а он все время что-то мастерил! Брат еще в детстве делал вещи из натурального дерева, бруски он собирал в лесу. Потом мы это дерево варили и сушили. Это для того, чтобы изделие потом не трескалось. Когда он в 16 лет сделал мебельный гарнитур себе в комнату, мама сначала в обморок упала, когда он выбрасывал старую мебель, а потом два-три года всем рассказывала, что "сыночка сам сделал!" и водила всех с экскурсией!
О.Г.: Потрясающе! Вот с чего надо было начинать! А ты говоришь: все без предыстории! Тут же живой позитивный пример!
И.Е.: У нас родители вообще не душили никогда эту творческую жилку! Они мне всегда покупали дорогущие нитки и любые приспособления, которые мне были нужны. Что мы не могли купить - мне, например, нужны были челночки для фриволите, - мне брат сделал из дерева.
Я сделала первый предмет мебели в 10 лет. Я очень долго играла в куклы, и мне захотелось кроватку-качалку. Папа наотрез отказался ее делать, но фанеру и лобзик выделил. Я составила чертеж, перевела все это на фанеру. Выпилила примерно одну пятую часть, переломав почти все пилки. Потом у папы нервы сдали, и он помог мне выпилить все детали до конца. Кроватка была очень красивая, с резным краем.
У нас все время это было в семье. Хотя родители в этом плане сами ничего никогда не умели.
О.Г.: Мне практически такими же словами рассказывала о своем детстве Роземария! Родительская поддержка здесь очень важна!
И.Е.: В меня даже мама поверила! Родителям вообще было очень сложно принять, что я бросаю работу в банке. Кому расскажу об этом, подумают, что я психически больная! У меня зарплата была выше средней по Эстонии. И когда я об этом говорю, меня спрашивают: "Сама ушла?!!" Я говорю: "Да!" Не хотели, чтобы уходила. А с другой стороны, я, конечно же, должна благодарить мою прежнюю работу в банке за то, что она дала мне возможность приобретать кукол, технику, книги.
Хотя мои куколки сидят на том, на чем сидят. (смеется) Мне подарили кашпо для цветов в виде скамейки. Оно было на кошмарных металлических ножках, и я сделала для него ножки из дуба, сиденье из реек - и вот у меня такая скамейка! Больше у меня ничего и нет!
О.Г.: Сапожник без сапог!
И.Е.: А я же начинала с благими намерениями сделать что-то для себя... Времени не хватает. К тому же я хочу развиваться. Мне один клиент, например, заказал антикварную кроватку-качалку. От одной мысли, что мне ее надо будет делать, в обморок упасть хотелось. А надо! Надо сидеть, думать, как ее сделать. Она очень сложная. Но если я ее сделаю, у меня будет такой уровень удовлетворения! Это все время как повышение квалификации!
Кроме потрясающей миниатюрной мебели Ирина создает вязаные игрушки, одежду для кукол и многое другое.
С работами художницы можно познакомиться на ее сайте: https://creatonteam.weebly.com/
Ирину Ефимову, а также ее работы и миниатюры ее супруга можно будет увидеть на выставке "Искусство Куклы" 12-14 декабря на нашем стенде!
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |