Шильдкрет: История жизни одной кукольной фабрики.
21.03.2015"Мы не коллекционируем, мы пытаемся удержать наше детство!" Х.М.Биманн.
Наша жизнь проходит в бешеном темпе. Мы встаем по будильнику, проводим день по ежедневнику, а ложимся спать с ощущением, что мы что-то упустили или не успели. Мы бежим за временем, которое, кажется, утекает от нас быстрей, чем когда-либо. И средства, которые придуманы для того, чтобы дарить нам свободу и удовольствие, связывают нас по рукам и ногам - телевидение, интернет, приборы мобильной связи и т.д. Нас окружают постоянные изменения, к которым мы не успеваем привыкнуть. Нам не хватает почвы под ногами, чтобы построить на ней что-то прочное. Но как живо отзывается наше сердце, когда видит что-то, что прошло испытание временем, что осталось неизменным, найдя в себе, тем не менее, силы изменяться вместе с миром. Как манит нас вывеска венской кондитерской, на которой внизу скромно подписано: "Seit 1786"! Качество, проверенное временем, вечная классика - недостижимый идеал. Секрет успеха для того, кто не гонится за модой, но любит то, что ему идет. Верность традициям, которые гармонируют с современностью.
Классическая куколка из тортулона Inge, реплика одноименной целлулоидной куколки, выпускавшейся в 1930-1940 г.г.
Именно этот секрет делает для многих из нас такими привлекательными кукол Schildkröt. В них есть все - и богатая история, и наши детские воспоминания о прекрасных немецких игрушках, и классический дизайн, доведенный до совершенства лучшими современными кукольными художниками.
Коллекционная кукла Elena, автор Sybille Sauer для Schildkröt
Сейчас Шильдкрёт является старейшим действующим кукольным производством Германии, которое официально было запущено в 1896 году. За свою долгую историю в без малого сто двадцать лет фабрика претерпела много изменений и несколько раз меняла владельцев. Неизменным оставалось лишь одно - трепетное отношение к детям, стремление соответствовать их потребностям и выпускать не только качественные и безопасные, но и интересные и эстетически привлекательные игрушки для взрослых и детей.
На примере Шильдкрёт можно изучать микро- и макроэкономику. Биография этого предприятия любопытна не только для поклонников кукол, но и для любителей истории. Начинается она в 1873 году, когда братья Виктор и Альфред Ленель совместно с коммерсантом Фридрихом Юлиусом Бензингером при финансовой поддержке банковского дома "Хоэнемзер & сыновья" основали в Некарау, нынешнем районе Маннхайма, "Рейнскую фабрику эбонитовых изделий". (Эбонит или твердая резина - это высоко-вулканизированный каучук с большим содержанием серы, напоминающий твёрдую пластмассу.) С 1884 года на фабрике начали также выпускать изделия из мягкой резины, а с 1886 года - из целлулоида.
Еще в 1888 году Адольф Бензингер, старший сын основателя фабрики, вступил в совет директоров предприятия. А уже после смерти своего отца, Фридриха Юлиуса Бензингера, в 1893 году второй его сын, Карл Бензингер, также вошел в состав управления фабрики.
В самом начале своей работы предприятие выпускало ручки для зонтов и тростей, расчески и другие туалетные принадлежности. С 1887 года в ассортименте появились мячики для настольного тенниса, которые и по сей день делают из целлулоида. С подачи французского торгового партнера марка Шильдкрёт стала в то время ведущим производителем теннисных мячиков в Европе. Сейчас же эту продукцию выпускают почти исключительно в Китае и Японии.
Но самый известный продукт фабрики - кукла - на свет появился только в 1896 году. Целлулоид стал настоящей революцией в кукольном производстве: он был прочен, легко мылся, а значит, был гигиеничен, и, кроме того, не выцветал со временем. Революционным был также и способ производства целлулоидных изделий посредством разработанного Робертом Целлером (Robert Zeller) в 1895 году выдувно-прессового метода. Таким образом, из целлулоида можно было теперь выпускать кукольные головки и тела, значительно менее затратные по сравнению с тогдашними конкурентами.
После трехлетних ислледований и испытаний, поддержанных инвестициями в сотни тысяч рейхсмарок, товарный знак "Schildkröte" ("Черепаха") в 1896 году был занесен в реестр Императорской патентной службы и защищен законом о защите товарных знаков, имеющим обратную силу с 9 октября 1889 года. Товары из целлулоида внешне напоминали изделия из черепахового панциря - отсюда и название торговой марки. Это уже потом появилась версия про черепаху, которая твердостью своего панциря символизировала новый прочный материал для производства игрушек.
Логотипы фабрики в разные периоды: справа - старый, слева - современный
Первая кукла называлась просто "Badepuppe" - водонепроницаемая игрушка из целлулоида, которую ребенок мог брать с собой в ванну и купать. Чуть позже, в каталогах в 1908 года, появились "темнокожие" малыши под общим названием "колониальные куклы", хотя предназначены они были, конечно, совсем не для продажи в колониальных странах. Кроме того, на фабрике выпускались какое-то время даже манекены. Ну а легендарные куклы "Strampelchen"(1935), "Inge" и "Hans"(1933), "Bärbel" (1937) и "Christel" (1938) в течение 25 лет были вообще самыми покупаемыми куклами в истории игрушечной промышленности - и это вопреки разрушительным военным и бедным послевоенным годам!
Strampelchen, 1935.
Hans в униформе, 1933.
Inge, 1933.
Фабрика Шильдкрет стала создателем еще одной инновации. В 1900 году в отделе исследований и научных разработок был придуман прессованный гребень-расческа - целую веху в процессе технической рационализации. Каждые две минуты каждый из двадцати фабричных прессов производил 12 новеньких, готовых к употреблению целлулоидных расчесок, которые быстро превратились в товар массового потребления.
Кроме целлулоидных изделий, Шильдкрет выпускали еще и эбонитовые формы для отливки олова, в которых отливались 40-мм фигурки солдатиков немецких, французских, прусских и британских войск. Это производство действовало до 1984 года.
В 1898 году производственная территория предприятия насчитывала уже 80.000 квадратных метров. Для работников фабрики были построены две столовые. На предприятии существовал институт медицинского страхования и угольная касса, в которой рабочие могли дешево купить уголь для личных нужд. А в 1908-09 г.г. под руководством архитектора Леопольда Штобера (Leopold Stober) были даже построены двенадцать домов с 48 квартирами для сотрудников фабрики. Кроме того, семья одного из основателей фабрики, учредила дом матери и ребенка и детский сад.
Фабрика была крупнейшим работодателем для города и окрестностей, в первую очередь, конечно, для женщин. В лучшие времена на предприятии было занято до 6.000 сотрудников, которые работали в более чем 200 фабричных помещениях, оснащенных 65 прокатными станами, 105 прессами и 170 резательными машинами. Ежегодное производство целлулоида достигало тогда 4.500 тонн и составляло треть всего объема мирового целлулоидного производства.
В память об этом были даны названия некоторым улицам, пролегавшим через территорию фабрики, - улица Шильдкрёт, Целлулоидная. А вот название "Резиновая улица", увы, не сохранилось.
Производство целлулоида было очень взрывоопасным, и на фабрике часто случались взрывы и пожары, из-за чего она и получила свое народное прозвище - "Взрыв". Но талантливое руководство даже негативные события умело повернуть себе на пользу: сильнейший с момента основания производства пожар, случившийся 27 марта 1885 года и разрушивший здание фабрики почти до основания, был использован в качестве отправной точки для нового, расширенного строительства, и уже вскоре на месте старых стен стояли новые здания с тщательно продуманными современными способами защиты от пожаров. Все крыши теперь были плоскими, с насыпанными на них мелким гравием и галькой, которые в случае обрушения кровли при пожаре должны были затушить пламя. А между отдельными зданиями были возведены двухметровые стены-брандмауеры для предотвращения дальнейшего распространения огня. После завершения строительных работ, продолжавшихся с 1 апреля по 31 декабря того же 1885 года, производство было переименовано в "Рейнскую резиновую и целлулоидную фабрику". Старожилы Некарау называют ее до сих пор "Резинка".
Несмотря на все меры безопасности, пожары, конечно же, продолжались, и после первых тридцать лет работы фабрики и почти такого же числа крупных пожаров правление приняло решение о возведении собственной водонапорной башни. Башня была построена в 1905 году по проекту архитектора Леопольда Штобера и имела подземную установку с паровым насосом. Раньше же при тушении пожаров пользовались лишь большой, высотой с трехэтажный дом, емкостью с водой.
Водонапорная башня считалась символом фабрики Шильдкрёт и до сих пор находится под охраной государства как памятник индустриальной архитектуры. Сейчас здание башни принадлежит частному собственнику и используется под офисы. Адрес водонапорного сооружения - Janderstraße 2 - увековечил имя изобретателя целлулоидной технологии Фритца Яндера.
Предприятие очень зависело от экспорта, поэтому первая мировая война сильно затормозила его развитие. В 1910 году на одном из подразделений фабрики - Шветцлингерском заводе - было приостановлено производство игровых кукол, а с 1 января 1915 по 11 ноября 1918 - и полностью вся фабрика. Часть предприятия была переоборудована для производства взрывчатки, а детский сад и дом матери и ребенка - в лазарет.
Но и после окончания войны спрос на продукцию фабрики Шильдкрет не увеличился. Экспортные показатели снижались, и о прежнем лидерстве на мировом рынке уже не могло быть и речи. Рынок захватили товары японского производства. 1929 год стал для фабрики самым тяжелым, и ее акции были проданы химическому концерну I.G.-Farben-Gruppe.
К 1931 году на фабрике остается только 1.000 рабочих, но, тем не менее, волны массовых сокращений не прекращаются. Улучшение ситуации наступает лишь в начале 30-х г.г. с развитием производства пластмассовых изделий на основе смешанных полимеров. Незадолго до второй мировой войны Шильдкрет достигает больших инновационных успехов в области переработки мягкого поливинилхлорида в поливинилхлорид. Оборот предприятия увеличивается в три раза, однако производство целлулоидной продукции терпит убытки.
Во время второй мировой войны фабрика выпускает военную амуницию. Почти треть ее строений было разрушено при падении на территорию предприятия груженого бомбардировщика.
После окончания войны руководство фабрики было распущено, предприятие перешло под контроль американцев и выпускало продукцию преимущественно для американского рынка, среди прочего резиновые обувные подошвы и дождевики. И, как и прежде, на фабрике были заняты в основном женщины, а многие работы выполнялись надомным способом.
Благодаря сотрудничеству мануфактуры с легендарной кукольной художницей Кэте Крузе (Käthe Kruse) в 1954 году на свет появилась доступная по цене кукла из тортулона - высококачественного искусственного материала, который, как и целлулоид, производился посредством выдувки, но, в отличие от целлулоида, был более прочным и негорючим.
А в 1955 предприятие вновь достигает успеха в области производства плит из твердого поливинилхлорида "Rhenadur" для технических целей. В 1965 году начинается выпуск мягкой ПВХ-пленки для утепления и изоляции кровли. Производство целлулоида стремительно уменьшается в пользу пластмасс.
Целлулоид исчезает и из названия фирмы: с 1965 года предприятие стало называться "Акционерное общество Schildkröt, бывшая Рейнская резиновая и целлулоидная фабрика". Шильдкрет входит в концерн KRUPP, но под новым управлением объемы кукольного производства падают с каждым годом. Руководство переносит его в конечном итоге во Францию и Италию. В 1970 году фабрика распадается на Schildkröt-Trix GmbH (объединенную с нюрнбергской фирмой по производству модельных железных дорог), выпускающую кукол и игрушки, и на акционерное общество Schildkröt-Kunstoffwerke AG, производящее полуфабрикаты. В 1975-ом, кукольное производство в Маннхайме было приостановлено.
Сейчас от прежней, когда-то гремевшей на весь мир, маннхаймской фабрики Шильдкрёт осталось всего ничего: одинокая элегантная водонапорная башня, два цеха и ряд небольших и невзрачных на первый взгляд строений в промышленной зоне района Некарау. С 1993 года на территории бывшей фабрики располагается деловой район, в котором находятся частные высшие школы и офисы, а также фешенебельный трехзвездный ресторан „Amador“.
Ну а что же произошло с кукольным производством, которое чуть было не погибло в неправильных руках? К былой славе фабрику вернул предприниматель из Тюрингии, снова превратив "Черепашку" в известную на весь мир марку. Хубертус Максимилиан Биманн (Hubertus Maximilian Biemann), владелец нескольких игрушечных магазинов, в 1982 году отважился на смелый шаг. Вместе со своей супругой Ханнелорой они выкупили фабрику Шильдкрёт и перенесли производство в небольшой баварский городок Кауфбойрен (Kaufbeuren). Уже с начала 1983 года Хубертус и Ханнелора Биманн со своей новой маркой стали принимать активное участие в мировой кукольной жизни и представляли продукцию Шильдкрёт на международных выставках.
Хубертус Максимилиан Биманн (Hubertus Maximilian Biemann)
Благодаря природным талантам, предпринимательским способностям и, самое главное, любви к куклам, семейной паре удалось вновь поднять марку Шильдкрёт на прежние высоты, и уже через десять лет, когда баварские фабричные помещения стали "трещать по швам" от нехватки места, было принято решение о новом переезде семьи Биманн и всей мануфактуры в Восточную Германию, в небольшой городок Рауенштайн (Rauenstein) неподалеку от центра традиционной немецкой игрушечной индустрии - города Зоннеберга (Sonneberg). С 1993 года и по сей день кукольное производство находится в просторным здании в тихом уголке Тюрингии, среди живописных холмов, покрытых густым смешанным лесом.
После переезда ассортимент предприятия расширился, включив в себя мишек тедди и других плюшевых игрушек марок EDUCA и Raby.
С начала 2000-х г.г. руководителем и совладельцем мануфактуры стал сын Хубертуса Биманна - Штефан Биманн (Stephan Biemann). Во владении семьи Биманн кукольная мануфактура находилась в общей сложности 32 года. В 2009 году ее личный вклад в развитие кукольной индустрии были отмечены персональной VIP наградой от международного кукольного портала, организатора крупнейшего кукольного онлайн-конкурса, Colliii.com.
В марте 2014 года, спустя два года после ухода из жизни Биманна-старшего, владение маркой Шильдкрёт перешло к австрийской группе компаний, успешно представляющей на международном рынке многие мировые игрушечные бренды, - Stadlbauer GmbH. Но формальная смена владельца никоим образом не затронула деятельность самой мануфактуры, новое руководство которой поставило в качестве приоритета сохранение уникального производства в его лучших традициях. Фабрика Шильдкрет, которой, как и прежде, управляет Штефан Биманн, продолжает выпускать кукол традиционно немецкого качества.
Если вы приедете в Тюрингию и подниметесь на высокий холм, на котором стоит здание мануфактуры с эмблемой черепашки в ромбике, и посмотрите вниз на яркие черепичные крыши аккуратных деревенских домиков, пестрый лес, покрывающий окрестные холмы, извилистые дорожки, петляющие между ними, то почувствуете запах... детства. Когда находишься здесь, по жилам разливается ощущение спокойствия, защищенности и незыблемости основ. Здесь не хочется никуда спешить, время словно останавливается... И верится, что есть в нашем сумасшедшем мире что-то незыблемое.
Виртуальную экскурсию по современной фабрике Шильдкрет можно совершить здесь
О приглашении на настоящую экскурсию можно почитать здесь
В публикации использованы, в том числе, источники и фотографии из интернета.
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |