Мир в миниатюре: "Идеальное отображение нашей жизни" или "Наше отображение идеальной жизни".
09.07.2015"Дьявол кроется в деталях!" Известная английская поговорка.
Миниатюра - это идеальное отображение нашей жизни (или еще лучше: наше отображение идеальной жизни), где каждая мелочь имеет свою уменьшенную копию, игрушечную, но почти как настоящую. Она всегда притягивала к себе человека, каждого по-своему.
Миниатюра привлекательна из-за чувства умиления перед всем маленьким: человек умиляется при виде котенка и щенка, ребенка. Крохотное всегда хочется инстинктивно укрыть и защитить. Идеалистов и перфекционистов к миниатюре влечет именно ее идеальность. Недостижимая в реальной жизни, в маленьком мире она не только имеет право быть, но и является там законом жанра. Для человека, пугающегося большого мира с его трудностями, живущего, как очень многие, в своей замкнутой "скорлупе", где все привычно и знакомо и не требует излишних переживаний и рисков, миниатюра становится отдохновением, способом уйти от неприятностей в маленький, но реальный мирок, туда, где все спокойно и по правилам, где не нужно выстраивать отношения с настоящими людьми с их капризами и проблемами, принимать решения и выбирать. Более того, миниатюра - это будто "маленькая жизнь", возможность попробовать себя в чужой роли, стать кем-то еще; способ преодолеть внутреннюю неудовлетворенность или неопределенность, нерешительность или неуверенность.
Но кроме всей этой "психологической начинки“ миниатюра - это еще и возможность погрузиться в прошлое, совершить уникальное путешествие во времени, недоступное нам пока на современном этапе развития науки. Бережно скопированные нашими предшественниками свидетельства их повседневной бытовой жизни в миниатюрном масштабе как ничто другое способно вернуть нас в атмосферу прошлого, показать, как раньше выглядела частная жизнь "маленького человека" изнутри. И даже в сравнении с музейными экспонатами, которые представляют собой безусловные исторические ценности, миниатюра обладает некоторыми несомненными преимуществами.
Миниатюры создавались как копии реальных вещей, и их ценность определяется, в том числе, именно точностью отображения. Благодаря этой разновидности искусства можно в точности представить себе, как выглядела мебель определенной эпохи, предметы личного пользования; традиции, в соответствии с которыми решался, говоря нынешним языком, дизайн жилища и вообще весь домашний уклад.
Кукольные дома и комнаты (румбоксы) создавались с целью привить маленьким девочкам любовь к домашнему хозяйству, воспитать аккуратность, познакомить исподволь с нормами социального поведения и подвести к роли будущей жены и матери. По сути, они исполняли роль наглядного пособия. Поэтому их устройства были реалистичными, правдивыми, что представляет собой несомненную ценность для истории.
Миниатюра как жанр очень быстро реагировала на появление в доме новинок технического прогресса - газовых печей, водопровода, радиомагнитол и т.п. По ней можно превосходно судить о качестве жизни среднего класса того времени, которое она представляет. И хотя кукольные дома с их разнообразной начинкой в силу своей высокой стоимости были изначально привилегией знатных и богатых семей, со временем начали появляться и более доступные среднему классу варианты.
Как правило, предметы миниатюры находятся в очень приличном состоянии. Несмотря на то, что создавались они как детские игрушки, играть с такими игрушками детям позволялось нечасто - всего каких-нибудь несколько недель в году - до и после Рождества. В качестве рождественских подарков частенько преподносили новые предметы интерьера для кукольных домов. Ну а после праздничных дней их убирали подальше от пыли и проворных детских ручонок.
Миниатюре навсегда отдано мое сердце. Но я не поэтому заговорила о ней теперь. Миниатюра теснейшим образом переплетена с куклами, мебелью, интерьерами кукольных домиков. Маленькие куколки населяют кукольные дома, оживляя их и делая сходство с реальной жизнью еще более близким. Очень часто коллекционеры кукол собирают и миниатюру, что прекрасно дополняет и обогащает оба направления. И как это бывает, коллекционеры, чьи собрания со временем все больше разрастаются в объеме и начинают требовать показаться публике, решаются на создание музея.
Один из таких музеев находится в Гамбурге, и основан он замечательной женщиной, искусствоведом и владелицей галереи, личное увлечение и личная коллекция которой за 40 лет выросли уже в настоящий кукольный музей. Эльке Дрёшер (Elke Dröscher) не только коллекционирует антикварных и современных кукол, кукольные домики и миниатюру, кукольные аксессуары, антикварные и винтажные детские игрушки, но и сама реставрирует поврежденные экземпляры. В экспозиции музея, которая организована в хронологическом порядке и охватывает временной период в четыре столетия, находится более 500 кукол и более 60 кукольных домиков и румбоксов.
В конце 2014 - начале 2015 г.г. фрау Дрёшер по приглашению Дрезденского городского музея привезла часть своей экспозиции для временной выставки под названием "Мир в миниатюре". Более удачного места проведения выставки для меня и быть не могло, и я, вооружившись фотокамерой, пешком отправилась в увлекательное путешествие во времени. Приглашаю и вас совершить небольшую экскурсию в волшебный маленький мир вместе с фрау Дрёшер!
Игрушечная промышленность в 19 веке получила мощный толчок к развитию, который обусловили две основные причины. Во-первых, детство в глазах взрослых становилось все более важным и ценным жизненным этапом, к которому стали относится с уважением. А во-вторых, Рождество постепенно утвердилось в роли важного семейного праздника и главного "подарочного" дня для всех детей. В этот период в Саксонии и Тюрингии возникали целые центры игрушечного ремесла, в которых на свет рождались игрушечные транспортные средства, фигурки людей и животных, кукольные домики и игрушечные лавочки, изображавшие большой, взрослый мир. Дети получили возможность с помощью "взаправдашних" ИГРУШЕК играть "в больших" и овладевать навыками обращения со "взрослыми" предметами, уменьшенными в масштабе. Выпускаемые промышленностью игрушки были очень реалистичными, удовлетворяли вкусам и потребностям времени и часто обновлялись в соответствии с достижениями технического прогресса. В особенности интерьеры кукольных домиков и магазинов-лавочек отличались любовью к деталям и реалистичным оформлением.
Куклы во все времена были традиционной детской игрушкой. Однако, кроме этой роли они порой выполняли еще и другие функции, выходящие за рамки детской игры. С помощью витринных и модных кукол представляли актуальные тенденции моды. В 19 веке куклы также часто использовались взрослыми женщинами в качестве моделей при создании новых фасонов платья.
Игровые и модные куклы отображали женский идеал своего времени и носили современную одежду, до мельчайших деталей повторявшую тогдашние дамские туалеты. С этой точки зрения куклы являют собой наглядное пособие для историков моды. При этом кукольное лицо и, зачастую, фигура изображали взрослую женщину. Только к концу 19 столетия куклы становятся более похожими на детей, а в начале 20-го на рынке появляются первые куклы-младенцы. Как это произошло с детской одеждой, которая примерно в это же время "отделилась" от взрослой моды и перестала являть собой уменьшенные копии взрослых нарядов, точно так же и кукольная мода становилась все более и более "детской".
Игрушечные лавочки, то есть наборы для игры в магазин, были одинаково любимы как у мальчиков, так и у девочек. Тем не менее, они считались все же игрушкой для детей мужского пола. Это не означало, что мальчиков из зажиточных семей готовили таким способом на роль продавцов, как это происходило с девочками и кукольными домиками, призванными привить хозяйственные навыки будущей жене и матери. Для мальчиков из хороших семей были предусмотрены ведущие позиции в экономике, управлении или науке. Но игра в "магазин" должна была приучить молодых людей к труду, научить ценить его и получать от него радость.
В игрушечных лавочках, точно так же, как и в настоящих, был прилавок, за которым находились многочисленные полочки с разнообразными продуктами, преимущественно сыпучими. Как и во всамделишном магазине, продавец должен был собственнолично обслуживать покупателя, обеспечивая его необходимым товаром. В середине 20 века, когда традиционные лавочки стали вытесняться новым типом магазинов с самообслуживанием, изменился и облик игрушечных магазинов. Теперь они наполнялись преимущественно товарами в индивидуальной упаковке, оснащались тележками для покупок, транспортировочной лентой на кассе и сканером для считывания штрих-кода.
Игрушечная кухня стала первым "самостоятельным" помещением, отделившимся в середине 18 века от широко распространившихся кукольных домиков. В отличие от кукольных "жилых" комнат, где реалистичность стояла на первом месте, с кухнями дела обстояли несколько по-другому. Самым главным здесь была функциональность, в угоду которой идентичность с реальными предметами быта отступала на второй план. Печки можно было по-настоящему растопить, из кранов, благодаря встроенным резервуарам, текла вода, а в холодильниках того времени - емкостях со льдом - лежали настоящие льдинки.
Игрушечная фабрика Wetzel & Ebersbach рекламировали свою продукцию следующим слоганом:
Все, что у взрослых есть в натуре,
Мы сделали в миниатюре.
Кто будет с этим всем играть,
Хозяйкой доброй сможет стать.
Плита, как правило, играла в любой кухне главную роль, занимая почетное место в центре у стены. Почти все они были функциональными: их можно было растопить с помощью специальной горючей пасты, газа или электричества. Подходящие по размеру котелки, кастрюли, сковородки и формы для выпечки прилагались к плите и были пригодны для приготовления настоящей еды маленькими поварятами. Игрушечные кухни занимали в доме довольно много места, поэтому производители со временем перешли к производству разборных кухонь.
Самой примечательной в игрушечной кухне была, конечно же, не ее трапециевидная планировка, а "начинка": плита, мебель, посуда. Как и в случае с игрушечными лавочками и кукольными домиками, миниатюрные кухни оснащались по последнему слову моды и техники: на смену емкости со льдом пришел холодильник, а дровяную плиту сменила газовая, а затем и электрическая.
В 1920-е г.г. на кухнях появились плиты с закрытым очагом и дымоходом, в связи с чем возникла возможность выставлять в этом же помещении мебель и посуду, не опасаясь, что они покроются сажей и копотью. Детские миниатюрные кухоньки мгновенно отреагировали на эти технические усовершенствования.
На переломе двух столетий, девятнадцатого и двадцатого, в оформлении и в подходе к куклам появилась новая тенденция. Кукол стали создавать в виде младенцев и маленьких детей, что способствовало развитию новой формы игры. Если в кукольных домиках, на кукольных кухнях и в игрушечных лавочках дети играли куклами, которые изображали взрослых в сценках из взрослой жизни, то теперь девочки сами выступали в активной роли ответственного за "жизнь" куклы взрослого. Они брали на себя роль родителя, а кукла становилась их ребенком. Маленькая "мама" нежно заботилась о своей "детке": кормила из бутылочки, меняла пеленки, укладывала в кроватку и пела колыбельные. Особенно это развитие укрепили ставшие в 1910-е г.г. чрезвычайно популярными малыши с характерными личиками и детскими пропорциями. В последующие годы производители "оснастили" кукол дополнительными функциями, и они "научились" плакать, пить и мочить пеленки, как настоящие дети.
В обязанности маленьких мам входило также самостоятельное изготовление кукольной одежды, что должно было стать тренировкой перед будущими швейными работами. Полностью функциональные детские швейные машинки позволяли самостоятельно сшить любое платьице для любимой куклы. А в помощь маленьких швеям выпускались брошюры и книжечки с выкройками и подробным описанием работ. Так же, как и у "взрослых" собратьев, у детских швейных машин во второй половине 20 века появились электрические приводы.
В эпоху Бидермайера в буржуазных кругах распространился такой обычай как чайные или кофейные вечеринки, на которые все члены семьи и приглашенные друзья и знакомые собирались во второй половине дня. Чуть позже участники таких мероприятий разделились по половому признаку и появились так называемые "кофейные посиделки" с веселой болтовней за чашечкой кофе с пирогом. Их инсценировали в кукольных домиках или устраивали детские чаепития с настоящей детской посудой.
Отдельные столовые стали распространяться в буржуазной среде в середине 19 столетия. Одновременно с этим развилось промышленное производство повседневной столовой посуды, которая стала необходимой с внедрением обычая раскладывать еду по тарелкам за обеденным столом, а не приносить тарелки с уже разложенной едой. Сервированные столы и разнообразие столовой посуды нашли, таким образом, отражение и в мире миниатюры.
Кукольный домик с жилой комнатой-столовой и рабочим кабинетом, 1920 г.г.
В начале 19 столетия в домах буржуазного сословия стал меняться характер функционального назначения отдельных помещений. Появились комнаты с общественным или интимного-приватным назначением. К помещениям для личного уединения относились спальни с прикрепленными к ним туалетными комнатами и гардеробными.
Заглядывая в окошко старинного миниатюрного дома, ты будто заглядываешь в другой мир, который вдруг становится реальным и осязаемым. Казалось бы парадоксально, но время хранит порой самое хрупкое. И самое хрупкое оказывается порой самым прочным. Может, это еще одно свойство жанра, делающее его таким притягательным для нас?
Расширяя вместе с вами горизонты,
ваши подснежники.
Комментарии
|
Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам. |
Отправить | Очистить |